О высоких ценах на воду, выживании актеров и одесском юморе
В Бобруйск приехал украинский театр «Ланжеронъ».
На днях в Бобруйск заглянули два гостя. Из афиш театра бобруйчане узнали, что к нам приехал «ЛанжеронЪ» – театр одесского разлива с двумя моноспектаклями, 15 и 16 ноября. Придя на встречу с украинскими гостями, мы застали всего двух человек – заслуженного артиста Украины, художественного руководителя театра Виталия Бондарева и режиссера Галину Панибратец. Впрочем, это тот случай, когда качество не зависит от количества. Виталий, похоже, чувствовал себя на сцене, как дома, общался с залом, заставлял зрителей смеяться и плакать. Минимум декораций и максимум эмоций!
После спектакля мы задали Виталию несколько вопросов.
– Виталий, объясните, как вышло, что театр одесского разлива находится в Харькове?
– Театр создавался в Одессе. И первый спектакль, который мы сыграли, был «Тэза с нашего двора», который сегодня увидели бобруйчане. Это было 5 сентября 2008 года. Мы сыграли на такой же большой сцене, как у вас, в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василя Василько. Одесский зритель замечательно воспринял этот спектакль, и мы думали, что продолжим играть в Одессе. Но времена начали меняться, стало трудно снимать помещение. Поскольку я харьковчанин, то предложил перебраться в Дом актера в Харькове, где соседствуют сейчас 20 негосударственных театров. Каждый день там идут по два-три спектакля на большой и малой сценах. А назван наш театр в честь первого губернатора Одессы графа Ланжерона, который много сделал для театрального искусства.
– Почему для бобруйчан вы выбрали именно моноспектакли «Тэза с нашего двора» и «Вы меня улыбнули…»?
– У нас вся тема одесская. А «Тэза» идет 10 лет, и каждый раз с аншлагом. Моноспектакль – это особый исповедальный жанр, где не спрячешься за партнера, нужно глаза в глаза рассказывать человеку историю и вызывать эмоции. Если актер говорит, что не возьмется за моноспектакль, он просто боится ответственности.
– Что происходит сейчас в украинской театральной сфере? Удовлетворяет ли актеров зарплата?
– Где вы видели на постсоветском пространстве хоть одного актера театра, которого удовлетворяла бы его зарплата? Мы вот и с вашими ребятами разговаривали – у всех одинаковые проблемы, мы все живем тяжело. В театры у нас ходят, у каждого свой зритель. Есть театр, где со сцены звучит украинская речь. Есть академический русский театр. Обычно их зрители не пересекаются. Много негосударственных. Сейчас очень тяжелая экономическая ситуация в стране, и говорить о каком-то развитии театра нет смысла, речь сейчас идет о выживании. Ставят комедии, эпатажные вещи. Время-то упростилось. У людей клиповое мышление. Спросите, сейчас кто-нибудь читает Льва Толстого или Достоевского, перечитывал Евгения Онегина?
– Есть ли у актеров возможность подрабатывать?
– Потихонечку у нас возрождается кино, только начинает дышать. И актеров приглашают на съемки. Ждем Нового года – это детские спектакли. Правда, у нас новое веяние – вместо Деда Мороза требуют Святого Николая. На дом приглашают Деда Мороза, а на государственные мероприятия – Святого Николая. Летом подрабатываем в пионерских лагерях аниматорами, кто как устраивается. Чтобы выжить, приходится заниматься не только творчеством. Как и везде.
– Что вас нынче радует, а что огорчает?
– Радуюсь, когда происходит что-то хорошее. А последнее время это у нас нечасто. Поэтому, наверное, люди сейчас больше ходят в театры, чем в кино. Кинотеатры прогорают. Театр стал таким островком спасения, чтобы отвлечься от того, что творится за пределами театра. Огорчают высокие цены. У нас говорят так: «На Хеллоуине выиграл мой костюм – в виде платежки за тепло». У нас потрясающе высокие цены на горячую воду, тепло.
– Раз уж ваш театр одесского разлива, а Одесса – столица юмора, то скажите, над чем у вас еще сейчас шутят, кроме высоких цен на тепло?
– И сами над собой, и над всем, что происходит. Например: «Сарочка, включи громче телевизор, я хочу послушать, как нам сейчас хорошо живется».
Или «Отделение банка на углу Дерибасовской и Екатериниской. Очередь к управляющему банком. Из дверей выходит пожилой еврей. К нему бросается друг:
– Сема, Сема, ну шо там?
– Ой, Моня, у меня две новости, хорошая и плохая. С какой начать?
– Начни с плохой.
– Меня уволили.
– А хорошая какая?
– Тебя тоже.
– Какой язык у вас в ходу в жизни и на сцене?
– Русский.
– Про Одессу не слышал только ленивый. А что вы слышали о Бобруйске?
– Я здесь впервые. Слышал, что это старинный город, основанный в XIV веке. Только прошла Куликовская битва. Мы, когда ехали сюда, спросили у водителя: Бобруйск – потому что много бобров? Он сказал, что раньше были бобры, а сейчас их мало. Знаю, что ваш театр очень известный, популярный. Значит, Бобруйск вроде культурной столицы. Люди здесь образованные, культурные. Мне вообще Беларусь нравится.
– Спасибо, Виталий!
Подготовила Екатерина ГУГАЛОВА
Фото автора