В минувшие выходные из Борисова в Бобруйск приехал мастер-класс еврейских танцев с оговорками. Музыку играла НЕклезмерская капелла под названием «Жыдовачка з горада Б.» В реконструкции местных еврейских танцев начала двадцатого века нет прямых путей. Поэтому пришлось двинуться сразу в нескольких обходных направлениях.

Как в фильме

Гостей принимал тайм-клуб «1387». Основная аудитория – постоянные танцоры «Вечарынак» с белорусскими народными танцами, которые проводят Юлия Литвинова и Змитер Мурашака. Так что принимающая сторона частью нарядилась в вышиванки. Зато борисовчанки были как из кино. Буквально: «Жыдовачка з гораду Б.» собрана для фильма «Волшебные ножнички», вдохновленного еврейским фольклором. Девушки появились в кадре как актрисы и записали саундтрек как музыканты.

Мы самозванки!

Пока фильм готовится к выходу в свет (возможно, будет и бобруйская премьера), неклезмерская капелла продолжат играть. «Нам нравится эта музыка, ее звучание и настроение, ее нежность, – говорит Наталья Голова, режиссер тех самых «Волшебных ножничек». – Видите ли, мы самозванки. У меня только четверть еврейской крови, у некоторых из девушек чуть больше. В еврейки нас не возьмут. Более того, наша аккордеонистка на самом деле пианистка. Но на еврейские мотивы я реагирую иначе, чем на белорусские».

В клезмере только девушки

Танцуем руками и глазами

Для евреев в танце очень важен визуальный контакт, причем не только со своим партнером. Второе – руки держим сверху. Во время первой пробы станцевать на еврейский манер, падает третье замечание от Натальи – «не делаем руками Чебурашку». То есть руки в движении и в коммуникации с окружающими. Двигая руками и играя глазами, осваиваем булгар, хору, фрэйлах, патчтас. Это «еврейские еврейские танцы». Собранные этнографами в Европе и Америке, они экзотичны, но достаточно просты. Их танцевали в закрытом еврейском сообществе и не особо выносили в мир.

Гирша-Мойша

Какой бы ни закрытой была еврейская община, приходилось иметь дело с соседями. Как рассказала Наталья, борисовчан с «палитрой» белорусско-еврейских танцев познакомил Алексей Круковский. Бытовали в Беларуси танцы с названиями вроде «Жыдок», «Жыдовачка», «Гирша-Мойша». И самое интересное, что в таких случаях можно почти точно сказать, что танец белорусский. «Кто-то увидел, как евреи танцуют, попробовал повторить». Аутентику надо поискать в других танцах. Например, в «Ножницах» кто-то рассмотрел цеховой танец портных, который из Европы принесли евреи-переселенцы.

В клезмере только девушки

Бедная Ребека!

Этнография – это хорошо. Но что, если считать еврейскими танцами те, что танцуют евреи? Афиши начала двадцатого века, приглашающие борисовчан на танцы с конферансом, пестрят еврейскими фамилиями. Так что тустеп и танго вполне вписываются в концепцию! А уж если автор слов или музыки подходящей национальности – бинго, можно включать в мастер-класс еврейских танцев. В междувоенных десятилетиях в Польше была масса таких танцевальных хитов. Например, танго с сюжетом про продавщицу сигарет Ребеку, которую обманул ее прекрасный принц.

***

Провожали борисовчанок с надеждой на продолжение, и они обещали вернуться. Бобруйск и Борисов имеют очень похожее наследство, в освоении его нам есть чему поучиться.

И в качестве постскриптума: в Борисове умеют не только клезмер. В местном Клубе исторического танца при Центре творчества детей и молодежи случаются самые разные вещи. Например, 24 марта можно съездить в гости на мастер-класс бретонских танцев. Пуркуапа?

Анна СЕМЕНОВА
Фото автора

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки

В клезмере только девушки



Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:




Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста войдите, либо зарегистрируйтесь.

Комментарии  

tatiana
0 # tatiana 23.02.2018 12:21
Это интересно! Спасибо!
Сообщить модератору

Лента комментариев

Бобруйск в объективе

Варианты оплаты за услуги