Вдохновение сквозь чужой воздух

Выставка Геннадия Иванова, открывшаяся на прошлой неделе в Выставочном зале Бобруйского художественного музея имени Г. Поплавского, собрала небывалый аншлаг. Яркие и экспрессивные, романтичные и страстные работы бывшего бобруйчанина, а ныне — жителя Англии впечатлили и порадовали. Подкупают не только его полотна — в общении наш известный земляк оказался очень «родным»: легким и простым. Наша беседа с соотечественником пронизана ностальгией… Как живется бобруйскому художнику на Туманном Альбионе?

— Я рисовал всегда, сколько себя помню. Поэтому и хотел поступить в институт культуры в Минск, но не получилось. Потом, чтобы убить год, окончил наше 95-е училище. Никогда не планировал быть электриком в своей жизни (смеется). Я даже никому не рассказывал толком про этот опыт… Ну вот так получилось. До армии на шинном отрабатывал практику электриком. После армии попытался поступить в Смоленский педагогический институт, не добрал одного балла. Тогда отправился в бобруйское 15-е училище, там взяли без экзаменов. После, уже во взрослом возрасте, я получал английское образование в живописи… Конечно, путь прошел сложный, но профессиональное образование художнику очень важно иметь, нужно знать азы. Сейчас на свои первые работы смотрю с улыбкой… Это было так наивно!

Поначалу я пытался работать здесь. Сперва в музее года три провел… Потом долгое время, когда в центре Бобруйска на Социалке была галерея, продавал там картины. Это и дало мне на тот момент основные наработки. Работал очень много, просто постоянно. Картины делал именно на продажу, то есть это был просто бизнес. Безусловно, я старался к каждой работе подойти по-особенному. Старался, чтобы это были не просто сладкие пейзажи — что-то более серьезное… Но все равно такая работа может убить все! Ты просто копируешь сам себя, даже не думая. Никакого творчества! Когда ты еще начинаешь с этого, можно понять, но если ты такое рисуешь постоянно, это ужасно. В Бобруйске для меня не было никакого продвижения.

В тридцать пять лет я решил уехать из Беларуси. Я почему-то никогда не чувствовал, что здесь буду жить. У меня было странное ощущение… Нет, поймите только правильно, этот город — очень хороший. Я люблю этот город! Но у меня всегда было ощущение… даже трудно объяснить… Просто ощущал, что если я здесь останусь, я погибну… Мне надо было куда-то дальше двигаться. А местный информационный голод сводил меня с ума! Понимаете, художник должен быть видимым! Я сейчас даже не про известность говорю… Просто картинам нужен зритель.

И как-то мне представилась возможность уехать… У меня была выставка в Голландии, и там я познакомился с англичанами, которые заинтересовались моими работами и пригласили меня приехать в гости: посмотреть, попробовать там писать… Я начал рисовать в Англии и мне понравилось! Они предложили мне поработать в галерее…

Сначала было очень тяжело. Нет, и сейчас тяжело. Во-первых, другой язык. Чтобы действительно нормально разговаривать, ушло года два-три учебы. Но даже не это главное. У них другой менталитет, другая культура — мы очень разные! Англичане не интересуются чужой жизнью. Вообще! В первую очередь ты — чужой. Иммигрант — это много о чем там говорит. Англичане просто уже с ума сходят от иммигрантов. Они считают, что мы у них забираем всю работу. Есть города, в которых лучше вообще даже не появляться. Ладно еще я, у меня европейского вида лицо, но китайцы, индусы… Этим ребятам вообще сложно. Бывают стычки серьезные… Поэтому все приезжие там варятся в своем соку. Да, я много работаю в галерее, а это значит, что я много общаюсь с англичанами. Но все равно чувствую их отчужденность. Не у всех это есть, конечно… Но почти всегда чувствуется их неприязнь.

Я живу в Норвиче, это небольшой городок, там всего 250 тысяч человек, почти как в Бобруйске. Город средневековый, древние соборы, улочки… Сначала Норвич раздражал своей тихостью. Мне хотелось Лондона! Хотелось куда-то двигаться дальше! Но потом я это перерос, стал понимать, что здесь гораздо лучше. Я выставляюсь в Лондоне, но жить бы там не хотел. Во-первых, это безумно дорого. Во-вторых, с ног сшибающая конкуренция… И нелюбовь к иммигрантам там еще выше, как вы, наверное, слышали из новостей.

Я долго перестраивался на западный вкус написания живописи. Простой пейзаж города там никому не интересен. Нужно что-то необычное. Я нашел такую изюминку — показать Норвич с другой стороны. Романтические пейзажи Норвича еще никто не делал. Так рисуют только Лондон, Нью-Йорк, но не маленький городишко. Первое время занимался этим. Еще море пытался рисовать, потому что у нас море рядом. Но в целом пейзажи не пошли… Нужно было выделиться. …Проблема в том, что в Англии очень много художников. Действительно много! Там чуть ли не через одного художник. Для Великобритании нормально, если человек вышел на пенсию и вдруг «стал» художником — просто потому, что ему надо чем-то заниматься. Кто лучше рисует, кто хуже. Но рисуют чуть ли не все! Постоянные выставки, выставки… Новые имена, новые направления… У меня первое время голова шла кругом! Выделиться в таком круговороте очень сложно. Я варюсь там в своем соку. Я просто художник, которых там тысячи. Население Великобритании составляет шестьдесят два миллиона, а только в нашей области от пятисот до тысячи художников. О чем тут еще можно говорить?

Сейчас в Англии и в Европе приветствуется концептуальное искусство. То есть в первую очередь — это мысль, а потом уже исполнение. Это может быть и скульптура, и картина со скульптурой, картина с инсталляцией… Это может быть просто перфоменс! Здесь этого нет. Здесь не учат такому и не будут учить. Ну, или просто очень долго нам еще до этого идти. В Европе совершенно другая система образования. Когда я поступил в английский университет искусств, я даже не понял сперва, что там делаю — настолько все иначе!

В Бобруйск на выставку я привез много портретов. Их я тоже рисовал всегда… Это совсем другая работа, нежели пейзаж. Теперь, когда я смог стать на ноги, у меня есть свои модели, с которыми я работаю, которым плачу деньги, чтобы они для меня позировали… Мне очень нравится моя работа!

Своих учеников у меня пока нет… Я думаю об этом, да и мое образование позволяет мне преподавать. Но никак не найду времени. Много поездок, много дел, много работы…

Если есть в человеке дар и сильное, очень сильное упорство, то в принципе пробиться на мировой уровень, думаю, в Англии можно. В Беларуси это почти нереально. Но все-таки теперь художникам стало проще. Сейчас есть Интернет: можно смотреть, что происходит на рынке живописи и — учиться! Сотни тысяч галерей… Интернет ими забит! Например, очень известный сайт Saatchi Gallery, только там уже сотни тысяч художников со всего мира!

…Бобруйск для меня — это… Даже трудно объяснить. Здесь я возвращаюсь в детство. Это воспоминания… Встреча с самим собой. Первые дни после приезда особенно интересно. Хожу по улочкам, вглядываюсь в лица, узнаю знакомых, кто-то меня узнает. Вообще, ностальгия была по Родине очень долго. Нет, разумеется, сразу после переезда было все интересно и ново. Потом все стало раздражать. А если какие-то неудачи, сразу хотелось все бросить и вернуться.

Чтобы перестроиться на новую жизнь, нужно время. Восемь лет я живу в Англии. У меня было восемь лет внутренней борьбы. Сейчас я добился всего, чего хотел. Осталось только совершенствоваться.

Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото автора

Наша справка

Геннадий Иванов окончил с отличием Бобруйское художественное училище. С 2000 года член Союза художников Беларуси. В 2004 году переехал в Англию. В 2011-м году окончил Норвичский университетский колледж искусств со степенью магистра. На данный момент владеет собственной студией в Outpost Studios и галереей в Норвиче.

Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух Вдохновение сквозь чужой воздух