null

С 10 октября в Выставочном зале начала работу персональная выставка графики и живописи Виктора Кнаруса «Придуманный мир», первая в родном городе художника, итог 40-летней творческой работы.

На открытии было настоящее столпотворение. Картины, подвешенные на тонких бечевках к специальным карнизам под потолком, раскачивались от людского движения. Ансамбль «Бурлеск» ДШИ № 1 им. Е. К. Тикоцкого было слышно всем, а вот выступление танцоров минского Театра современной хореографии «D. O.Z.SK. I.» разглядели лишь счастливчики, попавшие в первые ряды. Но приглашенные гости, среди которых и известные бобруйские художники, были рады пообщаться друг с другом — сдержанный гул перекрывал голоса выступающих.

Директор ГУК «Бобруйский художественный музей имени Г. Г. Поплавского» Светлана Николаевна Привалова выразила надежду, что эта персональная выставка — пусть и первая за 40 лет, но не последняя, а лишь промежуточная. Эту мысль поддержал Валерий Аркадьевич Колтыгин, председатель городской организации Белорусского союза художников: надо чаще выставляться. «Я жалею, что не был знаком с его творчеством раньше. Впечатляющая работоспособность, творческая свобода. Но, конечно, цельность необходима… Это, скорее всего, экспрессионизм — неожиданно видеть такие эмоциональные и динамичные работы такого уравновешенного и спокойного человека», — отметил художник.

На открытии слово держали начальник отдела культуры Бобруйского горисполкома Ирина Александровна Роскач, начальник отдела культуры Бобруйского райисполкома Александр Анатольевич Воликов, директор централизованной библиотечной системы Бобруйского района Любовь Ивановна Схаба и другие.

Конечно, самые сердечные слова были сказаны коллегами и соседями художника: Виктор Михайлович работает художником-оформителем Бобруйской районной библиотеки и уже 20 лет занимает мастерскую в знаменитом особняке купчихи Кацнельсон.

«Мы знаем тебя как очень доброго, открытого, очень скромного человека. Ты наполняешь нашу библиотеку эстетическим и художественным содержанием. У каждого из наших сотрудников есть хотя бы одна твоя работа, мы хотим верить, что мы тебя тоже вдохновляем», — сказала председатель профсоюза комитета библиотечной сети Бобруйского района Светлана Александровна Гриценко.

Игорь Владимирович Мотин, руководитель изостудии «Радуга», рассказал, что с Виктором они знакомы еще со студии незабвенного Бориса Федоровича Беляева. Таких же десятилетних студийцев он привел на открытие выставки. От имени всех выпускников Дома пионеров Игорь Владимирович поздравил однокашника с открытием выставки и пожелал «оставаться самим собой и не слушать искусствоведов».

Художник Виктор Николаевич Кнарус тоже приготовил слово для открытия своей первой персональной выставки. Но букеты цветов, комплименты и огромное количество публики, теснившейся в зале, видимо, смешали его планы. Нет, не зря корреспонденты «Коммерческого» навестили Виктора Николаевича накануне, чтобы узнать творческое кредо из первых уст.

— Когда вы поняли, что будете художником?

— Не могу сказать, что я об этом задумывался. Рисовал с детства, мне это нравилось. Хотел пригласить сюда первого учителя, который меня заметил, но я его не нашел. Валерий Алексеевич Пригоцкий преподавал черчение и вел кружок рисования. Он мне и говорит: иди в студию в Дом пионеров, к Борису Федоровичу Беляеву. У того было много выпускников, к нему и Поплавский тоже ходил. В студии висели стенды с именами тех, кто поступил. И мы все мечтали оказаться в этих списках. Когда я попал в Дом пионеров, то по-другому уже и не мыслил — только минское Глебовское училище, дальше — Театрально-художественный институт. А пришлось окончить Бобруйское художественное училище, и на этом все.

— Но художником вы стали!

— Не знаю. Некоторые говорят, что называть меня художником — это слишком громко. Но в трудовой книжке всегда было написано — художник. И писал работы всю жизнь. Поэтому — наверное, художник!

К тому же за 40 лет в Бобруйске ни одной городской выставки не пропустил. Первая — это, по-моему, 1973 год, и с тех пор во всех участвовал. В свое время выставлялся и в Минске, и всесоюзная выставка у меня есть, и за границу попал тоже. Но это первая персональная в родном городе.

Хотелось, конечно, показать больше, пришлось теснить в два ряда.

— Картины очень разные по стилю, по средствам художественной выразительности. Почему?

— Я никогда не стремился к тому, чтобы они были похожи. Я стою перед холстом — у меня в голове есть идея… И воплощение не зависит от того, что я делал до этого. Все говорят — язык, техника должна вырабатываться. Чтобы все эти работы цельно смотрелись. Я такого не понимаю и не хочу этого добиваться. Потому что каждый раз вижу по-новому. Тем более время идет: мы в детстве видим так, на год выросли — те же самые вещи видим по-другому. Что касается творчества — я каждый раз пишу, как чувствую.

— Стихи под картинами — не случайны…

— Если я расскажу о замысле — то зритель будет себя ломать, и это хуже всего. Пускай лучше он придумает что-то свое, а стихи — это как толчок такой. Хотя тут не прямой толчок. Но я считаю, что они подходят. Мог бы подписать стихотворными строками почти все картины, но времени не хватило, хотя два года готовил это все.

Виктор Николаевич согласился провести небольшую экскурсию по экспозиции и приоткрыть дверь в свою творческую кухню. Картины выбирались произвольно:

— «Моя семья». У нас когда-то был кот. Это такое животное — кот проникает в другой мир. И вот мы сели и куда-то едем, в другое измерение. Почему с семьей? Потому что мне так приятно.

«Под голубым небом». Картина участвовала в тематической городской выставке. Вы верно угадали, с Белой церковью нарисованное здание связано, но оно скорее «по мотивам».

«Сломанное дерево». Уголь, масляная пастель, пейзаж с натуры. К графике прибегаю редко. Я не претендую на звание живописца. Я пишу мои картины, как личный дневник, который ведут в тетради.

…Моя выставка, мои картины — это мой мир. Они могут нравиться или нет. Но я приглашаю всех на свою выставку: знакомство с новым человеком — это всегда хорошо.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА

Наша справка

Виктор Николаевич Кнарус родился 9 февраля 1954 года в Бобруйске. В школьные годы занимался в студии изобразительного искусства под руководством Б. Ф. Беляева. В 1973 году окончил Бобруйское художественное училище. С 1975 года постоянный участник выставок бобруйских художников, а также областных, республиканских и международных выставок (Минск, Могилев, Чебеж (Польша), Габрово (Болгария) и др.). Картины представлены в частных коллекциях стран ближнего и дальнего зарубежья (в т. ч. США, Израиль, Китай, Япония и др.).

null null null null null null null null null null null null null null null — Стихи под картинами — не случайны…