Таинство венчания в православной церкви — красивая, трогательная традиция для людей, готовых к любым испытаниям своих чувств. Побывать на таком празднике будет интересно каждому.

Протоиерей Виктор Толох, настоятель Свято-Елизаветинского храма Бобруйска, рассказал об этом обряде подробнее.

— Отец Виктор, часто ли в вашем домовом храме проводятся таинства венчания?

— В 2018 году я венчал одну пару, в прошлом году не было ни одной, и уже в этом одну. Первая пара венчалась после пятнадцати лет брака, им уже за 50, дети взрослые. Вторая пара моложе, таинство венчания было совершено после десяти лет брака.

Сейчас бобруйчане венчаются все реже. В середине 1990‑х годов венчания совершались часто как дань моде, потому что церковь стала свободной. Теперь, наверное, это происходит более осознанно. Да и институт семьи в последнее время претерпевает изменения. Это уже не та ячейка общества, как в советское время. Бог создал Еву в помощницы Адаму из его ребра. То есть уже первоначально от сотворения мира Господь подразумевал союз мужчины и женщины. В Новом завете Господь свое первое чудо совершает как раз на брачном пиру, превращая воду в вино.

Обмениваясь кольцами, молодожены передавали друг другу право на свое имущество и жизнь

Во времена моей молодости каждый молодой человек считал, что должен создать семью, с венчанием или без. А теперь к нам с Запада пришла идея пробных браков. В них двое разделяют только комфортные моменты, а когда приходят трудности — легко расстаются. Основа любого брака — любовь. Я встретил в одном источнике такую фразу: «Любовь — это не то, что в начале, а то, что в конце». Любви надо учиться всю жизнь. Поэтому раньше люди реже расставались, они осознавали брак не как ожидание комфортной жизни, а как подвиг во имя друг друга.

Что касается возраста брачующихся, то сейчас люди стали создавать семью после 25–27 лет. Раньше десятиклассница надевала выпускное платье, а через несколько дней — свадебное. А к таинству венчания все подходят по-разному. Кто-то сразу после заключения брака в загсе. Кто-то предпочитает осознать необходимость этого. Церковь не смотрит на неосвященные браки как на греховное сожительство, если супруги хранят верность друг другу, делят радости и горести. Греховным здесь будет только то, что люди верующие, не освящая свой брак в церкви, надеются в семейной жизни больше на себя, чем на Бога. Заключая брак, мы должны быть готовы идти до конца, говоря себе, что это один раз и на всю жизнь.

— Какая зависимость венчания от светской росписи?

— Желательно, чтобы пара заключила сначала брак в отделах загс. На моей памяти есть и случаи, когда венчали без росписи, но это было давно.

— Есть ли ограничения для венчания?

— Время вступления в брак определяется государственными законами. Возможно и венчание в исправительно-трудовых учреждениях — там есть домовые храмы. Недопустимо венчание людей, состоящих в близком родстве. Допускаются браки между православным и католиком, но по благословению правящего архиерея.

— Отец Виктор, расскажите, как паре подготовиться к венчанию?

— Перед таинством венчания нужно исповедаться и причаститься (для этого надо соблюсти пост от трех до семи дней). Во время подготовительного поста отказаться от мясной и молочной пищи, развлечений.

Супругам надо воздержаться от супружеского общения. Кольца можно использовать те же, что были в загсе, перед таинством они освящаются.

— Обязательно ли должны присутствовать свидетели?

— Много столетий назад на таинстве обручения могли присутствовать до десяти свидетелей.

В дореволюционное время, до отделения церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике — свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. В богослужебных книгах поручителей называют восприемниками. Восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.

Раньше в поручители не приглашали людей молодых, неженатых, не знакомых с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и «моды» на венчание среди наших соотечественников.

Можно прийти и без свидетелей — в этом случае венцы возлагаются прямо на головы брачующихся.

Бобруйский священник Виктор Толох рассказывает о правилах и секретах венчания

— Отец Виктор, объясните символы венчания.

— Чин венчания складывался на основе византийских традиций. Первоначально обручение было гражданским актом, это был сговор родителей о том, что их дети заключат брачный союз. Молодые менялись кольцами в знак того, что они обручены. Позже церковь ввела обручение как чинопоследование. И если раньше обручение могло проводиться до венчания, то теперь соединяется с венчанием.

В Византии много веков назад богатые семейства пользовались перстнями с печатями, которыми скрепляли различные договоры. Таким образом, обмениваясь кольцами, молодожены передавали друг другу право на свое имущество и жизнь.

Связывание рук молодых рушником — как символ, что они навсегда связаны перед Богом, что этот союз нерушим. Из общей чаши муж и жена пьют трижды — это символ того, что они будут делить все горести и радости, будут верны друг другу, у них одна жизненная чаша на двоих.

Венцы, которые свидетели держат над головами венчающихся, имеют несколько символических значений.

Первое — это царские венцы, потому что создается новое маленькое «царство» — семья, это как бы отсылка к тому времени, когда первая чета, Адам и Ева, еще жили в первозданной чистоте.

Во-вторых, это символ того, что до вступления в брак оба будущих супруга вели жизнь целомудренную.

И третье значение — это и мученические венцы, потому что супружество — своеобразное мученичество, так как каждому приходится жертвовать своими привычками, прежним образом жизни ради любви друг к другу.

Венцы — символ царственного достоинства и Царствия Небесного.

— После венчания выдается свидетельство, как в загсе. Церковные браки тоже где-то регистрируются?

— В каждом храме есть книги регистрации венчаний. Данные из них ежегодно передаются в епархию, оттуда — в экзархат и дальше — в патриархию.

— Что должны соблюдать гости на венчании?

— Все, что и обычные прихожане храма. Женщины приходят в юбках и платках. Но не одежда главное. Молитвы обладают великой силой. Хочется верить, что даже атеист на венчании к ним прислушается и задумается.

— Собираясь на венчание друзей, я искала в интернете, что можно и что нельзя дарить. В частности обнаружила, что нежелательны красные розы, спиртное, деньги…

— Это все предрассудки. Ограничений в подарках нет. Главное — нравственные критерии, и не важно, какого цвета розы. А деньги станут поддержкой в новой жизни семьи.

— В любой ли церкви можно венчаться?

— Идеально венчаться в том храме, куда ходит один из брачующихся. Раньше существовала традиция венчаться в приходе невесты. Бобруйчане часто выбирают храм Иконы Божией матери «Целительница», Георгиевский храм, Никольский кафедральный собор. Во времена, когда начиналось мое священническое служение, в Николо-Софийском храме венчалось до пяти пар в день. Проводить таинство может любой священник выбранного храма, также таинство совершает и епископ. В редких случаях, когда один из супругов скован тяжелой болезнью, таинство может проводиться на дому. Выездных венчаний, как в загсе бракосочетаний, не бывает. Так потеряется суть венчания, для которого необходим храм.

— Венчаться можно в любой день?

— В субботу, вторник и четверг в течение всего года венчания не совершаются. Это канун воскресенья и постных дней. Также не проводится таинство во время многодневных постов — Великого, Рождественского, Успенского, Петровского. Нельзя и на святки, а также накануне усекновения главы Иоанна пророка — 10–11 сентября и крестовоздвижения — 26–27 сентября.

— Должны ли брачующиеся оплачивать таинство?

— Нет. Ведь как мы можем оплатить солнечное тепло или воздух, которым дышим? Речь идет о пожертвовании. Все таинства в церкви совершаются бескорыстно, но прихожане могут добровольно пожертвовать посильную для себя сумму. В любом случае, если нет возможности сделать пожертвование, вам никто не откажет.

— Как церковь относится к свадебным гуляньям?

— Когда-то свадьбы играли семь дней. Если это желание поделиться радостью с другими — хорошо, если удивить весь мир — предосудительно. Ко всему надо подходить разумно, сохраняя христианское достоинство.

Екатерина ГУГАЛОВА
Фото автора