Официального карантина в Беларуси нет, но — береженого Бог бережет. И в культурной сфере Бобруйска настала полная тишина: ни спектаклей, ни танцев, ни песен, ни фестивалей в парке… А может, так только кажется? При близком рассмотрении, а точнее — опросе, оказалось, что большинство творческих коллективов ушли в онлайн. Как это возможно — мы узнали у руководителей и родителей.

От пандемии — к креативу

Позитивно смотрят на деятельность во время пандемии в Центре досуга и творчества. Как рассказала директор учреждения Ирина Александровна Роскач, коллектив здесь хоть и маленький, но очень трудоспособный, активный и креативный.

— Конечно, ветеранские коллективы мы отправили в отпуск в первую очередь, — говорит Ирина Александровна. — Коллектив «Мечта» работает, но количество детей сократилось: родители страхуются. В Центре из творческих работников остались я и два методиста со звукооператором. Но без дела мы не сидим. Изучаем обширные фонды музея истории «ФанДОКа». Это кладезь материалов! В рамках празднования 75‑летия Великой Победы мы стали разрабатывать плакаты с фандоковцами — Героями Советского Союза, освободителями Бобруйска и Беларуси. Все выкладываем на нашем YouTube-канале и на городских сайтах. Делаем радиогазеты и радио­концерты, интернет-челленджи со стихами и рассказами. А в холле нашего Центра проходят интересные выставки. Сейчас представлены выставки из фондов музея и библиотечная. Узнали, что 25 мая — день рождения полотенца, подготовили выставку полотенец «Из бабушкиного сундука», которая сменит экспозицию «Радость светлой Пасхи». А если не будет летом общегородских мероприятий, то организуем фотозоны рядом с Центром. Первую такую представим ко Дню защиты детей. Кто хочет работать, тот найдет как. Главное — не падать духом.

Гордятся в Центре досуга и творчества наработками руководителя танцевальной студии «Лаборатория танца» Анастасии Николаевны Радевич. Идею педагога заниматься с детьми онлайн поддержало большинство родителей. Мы узнали, как это — изучать танцы с помощью интернета.

— Все ученики, кто мог, установили программу Zoom на свои телефоны и компьютеры, — рассказывает Анастасия про своих танцоров, которым от четырех до двенадцати лет. — Благодаря этому я вижу и слышу сразу всех учеников, и каждый видит меня. Конечно, так невозможно выстроить рисунок танца, но мы уже год занимались в нормальных условиях, поэтому онлайн повторяем знакомые движения, я показываю новые, тренируем комбинации движений. Иногда высылаю детям видео с танцами, чтобы самостоятельно разбирали.

А к 9 мая, совместив видео, снятые родителями, Анастасии удалось сделать поздравительную видеооткрытку с единым танцем. Но в такой работе есть и большой минус.

— Интернет у нас довольно медленный, — жалуется педагог. — Из-за этого, когда я включаю у себя музыку, до других участников она доходит в разное время, и я не могу отследить, попадают ли детки в такт. Жаль также, что пришлось отменить отчетный концерт в апреле. Летом обычно участвуем во многих концертах — День игрушек, День детства, День города… Но как будем работать в июне, и будем ли — пока неизвестно… Среди родителей тоже хватает позитивных и смелых. Вот, например, 10‑летний Никита Сивец ходит на таэквондо и учится в школе — ничего не пропускает. «Потому что спорт — это здоровье, — считает мама Алеся, — а дома перед компьютером и playstation разве лучше, чем в школе? Мы не боимся вируса! Спорт и позитивное мышление — вот наш ответ пандемии!».

Карантин по желанию, или Культура ушла в онлайн
Так проходит распевка на репетициях в театре песни «Шина-най»

Спарринг с пандемией

Казалось бы, у тех, кто ближе к природе, крепче иммунитет, и у вируса меньше шансов. Но, по словам заведующего отделом по основной деятельности Центра юных натуралистов Сергея Леонтьевича Падлевского, дети на занятия сейчас приходят редко.

— Летом наш Центр обычно был одним из мест сезонного оздоровления детей, — говорит руководитель. — Должны были проводиться культурно-досуговые встречи для детей из разных школ. Но, видимо, в нынешнем году этого всего не будет. Переходим в онлайн — будем готовить трансляции, виртуальный зоопарк, все, что сможем передать через интернет.

В секции дзюдо при СДЮШОР №3 тоже недосчитываются детей. По словам тренера Николая Николаевича Бабенко, не ходит почти половина учеников.

— Вывести работу в онлайн невозможно, ведь дзюдо — это всегда работа с партнером, — объясняет Николай. — Соревнований нет ни на области, ни на республике, даже чемпионат мира отменили. Кто-то перестраховывается, тренируется в маске. Неудобно, дышать тяжело. Но ничего, переживем.

Сын Николая, 14‑летний Александр, в школу не ходит, но папины тренировки посещает обязательно. Четырехлетнюю дочку Алену в садик водить опасаются.

Перестали посещать творческие занятия и дети Светланы Глагола. Мальчишки десяти и семи лет посещали карате. Но старший Саша переболел в апреле пневмонией и физические нагрузки ему пока противопоказаны. А семилетний Андрей решил поддержать брата — не ходит за компанию. С удовольствием посещала бы восточные танцы четырехлетняя Алена, но большинство родителей группы не пускает своих деток, поэтому занятия не проводятся.

Карантин по желанию, или Культура ушла в онлайн
Тренировка по дзюдо: лучше получить синяки, чем коронавирус

Творчество в собственном соку, или Работа на ветер

Понятно недовольство тех, кто не может работать онлайн. Но и они все же находят выход.

На репетициях заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь образцового театра песни «Шина-най» от вируса страхуются, как могут. Педагоги стараются держаться на расстоянии от учеников, проводят репетиции в большом зале, на сцене. Микрофоны обрабатывают антисептиком, на распевках все в масках, а поют каждый в свой микрофон. Конечно, оставаясь один на один с микрофоном, маску поющий снимает. Есть и здесь те, кто не ходит на занятия с марта, а есть те, кто не пропускает ни одного занятия. «Шина-най» тоже переходит на дистанционный режим работы, но не друг с другом, а со зрителем. Так, они снимают клипы на природе, к 9 мая записали концерт на сцене Дворца искусств.

— Творческая работа — это всегда зритель, отдача, — говорит руководитель коллектива Алла Евгеньевна Ефименко. — Трудно сейчас работать, будто делаешь все только для себя. Жалко, обидно, но вот такой сейчас период. Лишь бы живы были, а песни еще споем.

Образцовый хореографический ансамбль «Василек» Центра дополнительного образования детей и молодежи «Росквит» тоже посещают не все. В детсадовской группе из 50 малышей «выстояли» семеро. В старшем составе ходят примерно 80% детей.

— Даже в периоды сезонных заболеваний было меньше пропусков, чем сейчас, — вздыхает педагог Наталья Михайловна Зиновенко. — Отчетный концерт перенесли на осень. Сложно прорабатывать номера в отсутствии танцоров. Но мы не унываем. Есть надежда, что летом съездим выступить в Александрию, возможно, все-таки будет отмечаться День города. А чтобы перейти на работу онлайн, нужно много времени. К тому же, знаете, многие из тех, кто не ходит на репетиции, спокойно разгуливают по магазинам и детским площадкам с теми же детьми, которые посещают занятия. А те, кто действительно хочет работать, просят видео и репетируют дома.

Без оптимизма отвечает на мои вопросы руководитель народного театра Вадим Геннадьевич Бабинич.

— Детей я в этот период на репетиции даже не звал, пусть сидят дома до лучших времен. Спектакль вынужден был поставить на двух человек. Чтобы много людей не собирать. Это миниатюра, посвященная Дню Победы. Снимали на сцене Дворца искусств, без зрителей, выложили в интернет. Что думаю о такой работе? Ужас! Для меня как режиссера и учителя важно, чтобы при работе на площадке с участвующими в постановке актерами другие сидели в зале, смотрели и набирались опыта. А сейчас — работа на ветер. Насчет масок. Я потерпел две репетиции артистов в масках, а потом сказал снять, потому что мне надо видеть лица, мимику и следить за речевым аппаратом. А маска негативно влияет на работу речевого аппарата. Больше спектаклей пока не ставлю, сейчас я в отпуске, а потом до сентября за свой счет.

Екатерина ГУГАЛОВА
Фото предоставлены руководителями коллективов