Не секрет, что некоторые актеры нашего театра частенько снимаются в фильмах и сериалах. В этом году Александру Парфеновичу поступило новое предложение: «Я еще в январе согласился, и вдруг мне звонят и говорят, что съемки будут проходить на Мальте. Я спрашиваю: «Вы шутите?! Ведь те эпизоды, что вы мне прислали, можно снять где угодно». А мне отвечают: «Нет, Сан Саныч, это кино. И если вы нужны, то вас завезут на край света». До последнего я думал, что меня разыгрывают. Они там такие шутники! Поверил лишь когда мне прислали паспорт с визой».
Съемки фильма «Последние римляне» проходят на Мальте в марте-июне. Александр Парфенович был там в конце апреля. Российский режиссер Юрий Мороз приглашал Парфеновича в свои картины уже трижды — «Каменская», «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог». Вот и в фильме «Последние римляне» не смог обойтись без Сан Саныча. Хоть в эпизод, а позвал. В предыдущих картинах Мороза у Парфеновича более крупные работы. Впрочем, еще никто не знает, что из этой выйдет. Сценарий для режиссера — лишь повод.
Фильм снимается по заказу Первого канала России. Зрителям его планируют показать через год.
О препятствиях
«Приезжаю в Москву, а в Европе вулкан взорвался! Тот самый, со сложно произносимым названием. Все рейсы отменены! И я двое суток сижу в Белокаменной. Первые сутки — в гостинице Ходорковского — небольшой четырехзвездочный отель где-то в дачном поселке. Все хорошо, но дорого. Нет-нет, гостиницу мне оплатили, но съемочная группа на эти расходы не рассчитывала. Дважды я возвращался из Шереметьева — рейсы отменяли. В третий раз улетел. Это был объединенный рейс двух авиакомпаний. Шли в облет того облака пять с половиной часов. Сели в десять вечера в Риме».
О неупущенных возможностях
«Я вылетел из Москвы с Александром Голубевым. Актер очень хороший. И человек приятный. Мы с ним вместе снимались уже дважды — в «Пелагии» и в «Братьях». Рейс на Мальту из Рима отменили, и мы задержались в гостинице до утра. Саша говорит: «Сан Саныч, быть в Риме и не увидеть его?! Мы потом себе всю жизнь не простим!»
Капитолий, все эти мостовые, древние камни… Я погладил стену Колизея! Соприкоснулся с древностью.
Потом, на Мальте, я хотел в Средиземном море искупаться раз в жизни. Смог попасть на побережье только ночью. Было холодно. Я разулся, закатал брюки, побегал по пляжу, зашел в море по щиколотку, умылся морской водой, посмотрел на звездное небо и почувствовал себя таким счастливым!»
О свободе эмоций
«Уличные кафе в центре Рима забиты людьми даже ночью. Нам захотелось посмотреть на итальянцев, как они общаются. Мы взяли бутылочку вина, сели за столик. Некоторые скромно себя ведут, а некоторые очень бурно выражают эмоции, а когда чьи-то друзья подъехали на мотоциклах — о, это взрыв, буря восторгов! Они друг друга приветствуют, обнимаются, целуются. Такую открытость и радость человека к человеку приятно было наблюдать».
Остров. Море. Скалы. Кино
«На Мальту летели днем. Солнце, море, острова — красотища! Я делал снимки прямо из окна самолета.
Сели в аэропорту столицы республики — городе Валлетта. Курортный сезон начинается на Мальте в конце мая. Днем солнце бьет в лицо и обжигает, а спина холод чувствует. В ресторане отеля, где мы жили, стоят стеклянные пирамиды метра три в высоту. Внутри пирамиды труба. В трубе горит огонь. Это чтобы посетители не замерзали. Ночи там холодные.
Сашу Голубева сразу из аэропорта забрали на съемочную площадку, а я и одна актриса из Москвы поселились в отель и тут же отправились гулять по городу. Дважды встретили русскоязычных девушек — официантку в кафе и продавца на кассе в супермаркете. Так обрадовались друг другу!
Следующие три дня я был на съемочной площадке с восьми утра до девяти вечера. Сам процесс съемок? Напряженный. Но напряжение длится два-три часа. Один дубль сняли, потом аппаратура переставляется в другое место, и актеры час отдыхают. Или загримировался и часа три ждешь, пока наступит твой черед. Можно гулять, можно сидеть или спать на диване в трейлере, можно чай-кофе пить. Там был отдельный человек, который занимался только тем, что готовил напитки желающим. Гримм сложный мне не делали. Причесали, тон положили — и все.
В мой последний съемочный день выяснилось, что я должен уезжать, а сцены еще недосняты. Рабочий день продлился до шести утра. В восемь — я на вылет».
О роли
«Фильм рассказывает о 90-х годах — когда в Армении начались беспорядки, гражданская война — через судьбу одной семьи из России, которая жила там и решила уехать. Им придется немало претерпеть, пока они доберутся домой. Насколько я понял главную мысль фильма: время, которое нам с вами досталось, очень напоминает эпоху упадка Римской империи.
Будет восемь серий. В одной из них главный герой попадает в больницу в каком-то кавказском городке. А там я — старик с капельницей. Я то и дело выхожу курить из палаты к окну в коридоре и сам завожу разговор. На примере моего героя показывается, насколько в то время все парализовано: люди попадают в больницу, а лечить их нечем. Главный герой это понимает и сбегает от врачей к жене и дочери, которые в это время ютятся в машине во дворе больницы. А старик, так и не дождавшись должной медицинской помощи, умирает.
Мне прислали три маленьких эпизода. Когда начали снимать, еще три добавили. В результате к тому присланному тексту так и не притронулись. Снимали на улице: мою прогулку, как моего героя вывозят на каталке, покрытого простынею. А главные три эпизода будут сниматься в Москве в павильоне в июле».
О диком шоке
У Александра Парфеновича порядка 20 работ в кино с разными режиссерами. Но в театр тянет больше: «В театре есть настоящая жизнь актерского духа. В кино нужен типаж, и времени для работы над образом нет. Все решается тут же, на площадке. Режиссер говорит: давайте вот так и так, и сразу — камера. Находишься в диком шоке — все нужно выдать сию секунду. Режиссер выстраивает кадр — как подойти, куда повернуть голову. Высказать текст, да не просто высказать, а ты внутренне обогащенным должен быть. Одна-две репетиции и три-четыре дубля. От тебя зависят очень много людей, нужно собраться и выдать результат. Работа в кино учит внутренней актерской организации».
Евгения КОРКИЯЙНЕН
Фото Федора ПРОКОПОВА