Жалко выбросить, а надо ли хранить?

Кажется, совсем недавно я безумно радовалась отцовскому подарку — новенькому пленочному фотоаппарату «Rekam». Фотографируя все подряд, после долго и мучительно выбирала на проявленной пленке в фотоателье, какие кадры распечатать, ведь хотелось получить только красивые картинки и не платить лишних денег за неудачные.

А еще помню, но это из глубокого детства, что был некий таинственный чемоданчик в нашей семье. И хранились в нем вещи, назначение которых знал только отец. Иногда он запирался с ним в ванной и что-то делал при выключенном свете… При этом всем строго запрещалось открывать дверь. Однажды отец взял меня с собой в «темную комнату». Вот тогда я впервые увидела чудеса проявления пленки и создания фотографий. Словно фокусник, папа погружал в жидкость белые листы бумаги и через мгновения на них появлялись силуэты, а уже на высушенных фотографиях я узнавала себя.

В мое «университетское» время стали появляться в доступной продаже цифровые фотоаппараты. Но для меня, как и для многих, это еще было роскошью. Я продолжала дружить с «Rekam». В университете, когда обучали фотоделу, преподаватель потребовал, чтобы все студенты имели при себе пленочный «Зенит». Он утверждал, что каждый журналист должен знать, с чего начиналась фотография, и сколько сил вкладывалось в ее создание в прошлом веке.

Сегодня цифровые фотоаппараты есть у многих. Да что говорить, если даже школьники снимают неплохое видео своими смартфонами. А «Зенит» на пару с «Rekam» заброшены пылиться, ведь даже в фотоателье на просьбы о проявке пленки широко раскрывают глаза: «мы таким не занимаемся».

Что же делать со старой техникой, которая без толку занимает место на полке?

Этот вопрос я задала фотографам Бобруйска.

У «пленки» есть преимущества?

Первым моим собеседником стал Сергей Гребеневич, руководитель фотоклуба «Березина» при Дворце искусств:

— Работать с цифровым аппаратом выгоднее. Если пленку ты можешь использовать один раз, то флеш-карта прослужит долго. Плюс: ты можешь моментально увидеть результаты съемки, переснять или откорректировать фото на компьютере. Проявить же пленку сегодня проблема. Никто не будет держать специальную машину и тратить электричество ради того, чтобы проявлять пару пленок в месяц. Эта техника уже отмерла. Есть в мире высокооплачиваемые фотографы, которые пользуются только пленочными аппаратами… Это их визитная карточка.

— Есть ли смысл в коллекционировании?

— Наверное, есть. Лично я не коллекционер, я просто не выбрасываю те камеры, которыми работал. Но в жизни они вряд ли пригодятся. Есть люди, которые просто не хотят расставаться со своими старыми вещами, оставляют их как память, а есть поклонники старых технологий. Например, мой знакомый, Абрам Исаакович Рабкин, однажды взял в руки ФЭД и его никакой современный аппарат не интересует. Но я профессионал и должен идти в ногу со временем.

— Имеют ли пленочные аппараты плюсы?

— Пленочный функционирует, пока ты его не разобьешь, а «цифра» нормально работает меньшее время..

— Могут ли пленочные аппараты стать раритетными?

— Думаю, могут. Если большинство пленочных фотоаппаратов утилизируют, то в мире их останется мало. При таком раскладе лет через 10 некоторые из них можно будет продавать за хорошие деньги.

Оставьте технику правнукам

У фотографа Игоря Драпезы имеется коллекция старых пленочных фотоаппаратов и свое мнение насчет их ценности.

— Я насчитала у тебя около сотни фотиков. Откуда столько?

— Люди периодически приносят технику, зная, что я ее собираю. Бывает, что человек приносит «Зенит» и просит за него 50 долларов. Я однажды предложил в ответ ведро «Зенитов» за 20 долларов — человек почему-то обиделся и ушел. Правда, есть у меня в коллекции одна клап-камера 1908 года выпуска. Все остальное — ерунда.

— Можно ли оптику с пленочных фотоаппаратов продать дорого?

— Нет. Только если «развести» кого-то по незнанию. Ни одна «зенитовская» оптика никогда не сравнится с современной фирменной. Хотя, учитывая цены, кое-что можно подобрать. Например, великолепно будет работать объектив «Гелиос-40», можно продать некоторые «Юпитеры», «Таир» трехсотмиллиметровый можно использовать на «Canon» практически без ограничений с помощью переходников. Все остальное — анахронизм.

— Так что же делать со старым «Зенитом» тем, кто не увлечен коллекционированием?

— Многие думают, что дома у них лежит целое состояние. Но на данный момент это мусор. Дураки его выбрасывают. Умные оставляют своим правнукам. Вот для них уже эта техника будет иметь историческую ценность. Любая советская техника лет через пятьдесят будет в цене. Особенно те модели, которые изготавливались к масштабным событиям. Например, к Олимпиаде.

— Обращаются ли к тебе сейчас, чтобы проявить пленку?

— Очень редко. Пленка еще долго проживет, но пользоваться ею будут либо любители, либо полные креативщики. Есть те, кто хочет изучить фотографию с нуля, но таких мало. Реанимировать пленку невозможно.

— Какие у тебя планы на твою коллекцию?

— Я собираю не только фотоаппараты, но и кадрирующие рамки, бачки, релюшки, чтобы сделать когда-нибудь музей, где каждый сможет посмотреть, как создавались фотографии в советские времена, и попробовать создать их самим. Жаль, что многие люди выбрасывают старую технику. Лучше бы относили в кружки или туда, где это может пригодиться…

Вспомнив студенческие годы, я решила сделать звонок на кафедру периодической печати института журналистики БГУ. Ответил заведующий кафедрой Александр Константинович Свороб:

— Мы перестали обучать студентов работе с пленочными фотоаппаратами года три назад. На первое место выходят быстрота съемки и обработки фотографий.

Что ж, можно сделать выводы. Пленочные отцовский «Смена-Символ», свои «Rekam» и «Зенит-Е» выбрасывать не буду. Время — штука капризная. Глядишь, лет через сколько пригодятся… Да и детям показать, чем их дедушка черно-белые снимки делал — им тоже будет интересно.

Екатерина ДАНИЛЬЧЕНКО

Фото Евгения КУПЧЕНКО и Максима ПрищепА

Жалко выбросить, а надо ли хранить? Жалко выбросить, а надо ли хранить? Жалко выбросить, а надо ли хранить? Жалко выбросить, а надо ли хранить? Жалко выбросить, а надо ли хранить?