Вот назовите сходу имя действующего чемпиона мира. Ага, и я о том же… В компьютерном магазине один представитель «поколения Pepsi» поясняет другому, вертящему в руках диск с шахматной программой: «Это типа стратегия такая. Нудная очень, не бери». Да что дети… Я вот недавно на досуге сразился в шахматы с собственным мобильником. Осыпая «аццкую машинку» матом после каждого полученного мата, в итоге заподозрил его в родстве с суперкомпьютером Deep Fritz. А может, просто давно не брал я в руки шаш… брррр — шахмат.
Пожалуй, один шахматный термин легко вспомнят многие — «гамбит» (спасибо создателям фильма за такой пронос культуры в массы). Термин в заголовке тоже шахматный. Он означает положение, при котором одна из сторон оказывается вынужденной сделать невыгодный (проигрывающий) очередной ход. Примерно в такой ситуации сегодня оказались бобруйские любители шахмат…
Тренер отделения шахмат ДЮСШ-4 Виктор Владимирович Завгородний приобщился к шахматам в те «разноклеточные» 60-70-е. Азам игры его научил отец, затем он занимался в секции, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Затем, правда, в шахматной карьере наступил длительный перерыв, связанный со службой в армии. Только в 1993 году, после увольнения в запас, Виктор Владимирович поступил на должность тренера в ДЮСШ-4. С тех пор на счету его воспитанников — победы и призы на областных и республиканских первенствах, участие в чемпионатах Европы. Но эти достижения — только фасад. А за ним…
Секция шахмат, или клуб «Каисса», базируется сейчас в подвальном помещении дома по улице Красноармейской. Каисса, к слову — это героиня поэмы Уильяма Джонса, в которой рассказывается, что бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы и смог добиться ее взаимности лишь благодаря изобретению шахмат. Название — единственное, что есть романтично-поэтичного в судьбе клуба. Само помещение, по сути, клубу не принадлежит. Порой его приходится отстаивать практически с боем: в последний раз его хотели переоборудовать в подсобку для электриков. Все здесь сделано руками Виктора Завгороднего: ремонт, сантехника, освещение. Тренер — он же завхоз, сантехник, электрик и уборщик в одном лице. Шахматные столы, доски, часы — все собрано из разных мест по крупицам, а по возрасту этот инвентарь едва ли не ровесник того Марса, что вроде как шахматы изобрел. На стене — портреты чемпионов мира, найденные в загашнике одной из школ. Их 13 — от Стейница до Каспарова. Дальше время остановилось…
Спросите, кому в таком случае все это нужно? Детям, которые в секцию несмотря ни на что идут. За ручку с родителями, побуждаемые рассказами знакомых, по собственной инициативе — идут. Правда, и здесь играет роль временной фактор. Порой работу приходится начинать с объяснения новобранцу, чем слон отличается от ладьи. Одна мама, пришедшая с сыном в секцию, ответила на вопрос тренера: «Я хочу, чтобы он научился мыслить логически». Наставник парировал: «Чтобы заниматься шахматами, надо как раз изначально уметь логически мыслить».
После прохождения начального этапа молодым шахматистам необходима соревновательная практика. Но и здесь, куда ни кинь — всюду клин. Еще лет десять назад в городе проходило шесть-семь шахматных турниров. Сейчас — ни одного. К тому же в этом году шахматы были исключены из программы областных и республиканских спартакиад. С зарубежными поездками и вовсе ах. Накануне чемпионата Европы, право на участие в котором завоевала юная бобруйская звездочка Наталья Кусенкова, Виктор Завгородний разослал множество писем во все инстанции с просьбой о помощи в организации поездки. В итоге же пришлось сложить собственные деньги и сбережения родителей Наташи…
«Каисса», кстати, не только имя «шахматной» нимфы. Так называлась первая чемпионка мира среди шахматных программ, получившая это звание в 1974 году. Компьютеры вообще здорово поменяли лицо этого вида спорта, дали ему новый импульс в развитии, спровоцировали коррективы в правилах. Отражение этого процесса в бобруйской секции — единственный ноутбук, подаренный ей в рамках республиканской программы. Трудиться ему сейчас приходится за десятерых Deep Fritz-ев…
«Порой вот возьмусь за голову и сам себя спрашиваю: зачем мне все это? — говорит Виктор Завгородний. — Я не пропаду, у меня пенсия неплохая, а здесь — одни проблемы, утомишься разгребать. Ответа, честно, не нахожу. Но продолжаю работать…»
Андрей ЧИЖИК
Фото Александра ЧУГУЕВА