Гребля на байдарках и каноэ уже давно входит в число «топовых» видов спорта для нашего города. Бобруйская школа гребли – это, если хотите, своеобразный знак качества, гарантия успеха. Отследить пристально все этапы становления и развития этого вида спорта в Бобруйске непросто: много времени, много заслуг, много ярких личностей. Попробуем припомнить хотя бы основные вехи.
Старт
Отправной точкой истории гребного спорта в Бобруйске стал год 1954-й. Первая секция была основана при спортобществе «Красное знамя» Сергеем Кузьмичом Герасимовичем. В честь отца-основателя в Бобруйске ежегодно проходит турнир молодых спортсменов.
В 1967 году почин Сергея Кузьмича был подхвачен молодыми наставниками. Петр Федорович Яновский с другом и коллегой Александром Тихоновичем Власовым организовали ДЮСШ от Министерства образования. Начинать приходилось с нуля. Тренеры сами сбили из досок сарайчик на пляже возле санатория Ленина (по весне он становился островком, к которому приходилось добираться на лодке). Изначально материальную базу ДЮСШ составляли всего шесть лодок производства Рижского завода – деревянные, широкие, тяжеленные, не чета нынешним изящным пластиковым. Но тогда другой альтернативы не было.
Новым шагом в развитии школы стал переезд в здание, где гребная база располагается и поныне, по соседству с базами ДЮСШ «Спартак» и ДЮСШ «Шинник». До этого момента здание использовалось в качестве… опять же гребной базы. Здесь готовились спортсмены Республиканского спортивного клуба армии. Здесь готовились, здесь и жили-служили. При отъезде они поделились своим имуществом, так что на тот момент это был очень щедрый подарок.
К тому моменту фамилии бобруйчан уже стали фигурировать в верхних строчках протоколов представительных турниров республиканского и даже союзного уровня, поэтому к работе школы стали проявлять больше внимания. Во многом определяющим стал для бобруйских гребцов 1986 год: фактом признания их заслуг и перспектив стало открытие отделения гребли в училище олимпийского резерва. Изменился и статус спортшколы: она стала специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва, поставщиком кадров для училища.
Разгон
80-е годы – действительно золотая пора для бобруйской гребли. Точнее – самая золотая. А самые главные «золотодобытчики»… Фамилия у них одна на троих: братья Ренейские, воспитанники тренера Бориса Григорьевича Бирюкова.
Первым в СДЮШОР пришел Владимир Ренейский. Старший брат выиграл первенство СССР среди юношей, был введен в состав юношеской сборной Союза, но затем настала пора службы в армии, по сути поставившая крест на карьере талантливого спортсмена.
Послужной список второго брата – Виктора – поныне является ориентиром для каждого бобруйского спортсмена. За победой на первенстве республики и Союза последовал двойной успех в 1985 году на чемпионате мира среди юниоров: в каноэ-двойке на дистанциях 500 и 1000 метров. Заслуженное попадание в состав взрослой сборной СССР 19-летний спортсмен немедленно оправдал серебром на чемпионате мира в Монреале в 1986 году.
1988 год стал звездным часом Виктора Ренейского. На Олимпийских играх в Сеуле он в каноэ-двойке стал двукратным олимпийским чемпионом на своих коронных дистанциях 500 и 1000 метров. Это высший успех для бобруйских спортсменов – пока до золота Олимпиады не дотянулся больше никто.
А далее… Наступил час развала Союза. В то время новообразованные страны до треска лбов бились за право «паспортизировать» сильных спортсменов. В борьбе за Виктора Ренейского настойчивее всех была Молдова. До окончания своей спортивной карьеры он выступал под флагом этой страны, добавив к золотому олимпийскому дублю серебряную медаль Олимпиады-1996 в Атланте. После того как весло было зачехлено, Виктор три года работал тренером в Хорватии, а затем вернулся в Беларусь. Сейчас он работает гостренером национальной команды РБ, возглавляет Белорусскую ассоциацию каноэ.
Анатолий Ренейский достойно поддержал дело братьев. Он неоднократно становился победителем всесоюзных соревнований, 29 раз был чемпионом суверенной Беларуси, а вершиной его карьеры стало золото чемпионата мира в каноэ-четверке в 1997 году.
Финишный спурт
После ухода из большого спорта братьев Ренейских Бобруйск убедительно доказал, что успехи его в гребле не единичны. Александр Курляндчик, Александр Жуковский – неоднократные победители и призеры крупнейших турниров, участники последней Олимпиады. Отдельно упомянем и еще один семейный подряд: братьев Александра и Андрея Богдановичей. Старший, Александр, уже давно выступает на самом высоком уровне, вплоть до участия в Олимпиаде в Афинах. Но когда его брат Андрей стал стабильно показывать высокие результаты среди юношей, Петр Федорович Яновский уже моделировал про себя возможность создания братского дуэта. План реализовался в прошлом году, и тут же оправдал себя: спустя неделю после первого совместного заплыва Богдановичи стали третьими на чемпионате Европы на километровой дистанции.
* * *
Нынешний год для гребцов (как и для представителей многих других видов спорта) стал тем периодом, когда грядущие Олимпийские игры из воздушного замка мечты где-то за горизонтом превратились во вполне материальную точку на мировой карте, к которой надо постараться найти максимально короткий и удобный путь, и, главное, обзавестись пропуском на Игры – олимпийской лицензией. В процессе оформления этого документа бобруйская школа гребли остановилась ровно на середине.На недавнем чемпионате мира в Загребе олимпийскую лицензию, то есть право выступить на двух дистанциях, завоевали только братья Богдановичи. У Александра Жуковского, которому цель не покорилась, будет еще один шанс – на чемпионате Европы. Правда, есть и здесь одно «но». Завоеванная братьями Богдановичами лицензия не именная – она предоставляет право выступить в Пекине членам сборной Беларуси. Кто же будет представлять нашу страну на спортивном форуме в Поднебесной, будет определяться в следующем году на чемпионате Беларуси. А в последнее время на внутренней арене у наших парней появились серьезные конкуренты – стремительно прогрессирующая молодая пара из Минска. Так что покой спортсменам пока только снится.
Взгляд с берега
Уже сейчас многие задаются вопросом: а кто же придет на смену великолепной четверке – Богдановичам, Жуковскому, Курляндчику? Не очень рискну, предположив, что кто-то придет обязательно — глубокие традиции тому залог. К тому же молодые бобруйские гребцы исправно продолжают череду успешных выступлений на турнирах республиканского и международного уровня. Называть их фамилии сейчас не станем – уверен, они предоставят нам куда более значимый повод. Но вот только есть ряд нюансов…
Здание гребной базы СДЮСШОР уже давно не соответствует даже минимальным нормам, применимым к объектам такого рода. О чем говорить: в спортивном учреждении нет душа с горячей водой! К тому же раздевалка очень невелика: в комнатушке два на три переодеваться можно только по очереди.
Отдельный вопрос: отсутствие подготовительной спецбазы. Тренеры неоднократно обращались к городским властям с просьбой передать им бывшую базу бокса в Щатково – по всем условиям она подходит просто идеально. Но вопрос пока повис в воздухе – при том, что других вариантов использования базы пока нет, и сейчас у нее прямая перспектива просто пойти под снос. Ломать, конечно, не строить. Но ведь сберечь все же легче, чем потом возводить заново…
Андрей ЧИЖИК
Фото Федора ПРОКОПОВА и из архива П. Ф. Яновского