Прежде всего нужны отопление и теплая вода в душе. И сам душ. И сушилки для одежды. А пока тренировочная форма повышает влажность в комнатушке, приспособленной под раздевалку. На базе оборудована баня, есть камин, но пожарные запретили ими пользоваться — не соответствуют технике безопасности. Есть еще комната отдыха и класс физподготовки. Помещения крохотные, освещены плохо. Какой евроремонт?! Все очень скромно, несовременно, старо, а местами просто убого. Как в таких условиях можно привить мальчишке лет 10-12 (а именно столько самым юным бобруйским гребцам) любовь к спорту — загадка!..
Спортсмены, которые занимаются греблей по два-три года, считают, что им бы не помешали новые весла, лодки. На вопрос, нет ли желания покинуть этот спорт, ученик школы Евгений Милявичус улыбнулся: «Когда ты призер республики, уже не хочется останавливаться».
Мнение тренера Петра Федоровича Яновского однозначное: «Когда-то я готовил хороших спортсменов вообще без базы, у меня для этого был только сарай без печки. Но, конечно, для того чтобы спортсмены достигали результатов, им нужно создать условия: просторные раздевалки, тепло, душевые кабинки. А как? Это пусть начальство голову ломает». И ведь не поспоришь: тренеры и спортсмены напрягали извилины и все остальные части тела над тем, чтобы заработать медаль…
«Вопрос о подключении базы к горячей воде и отоплению решается. Уже есть договоренности с бобруйскими электро- и теплосетями. Но выделят ли деньги под проект, пока неизвестно», — говорит заместитель директора спортивной школы Юрий Васильевич Бордуков и добавляет: «Бобруйск достиг того уровня, когда он не просто достоин, а остро нуждается в открытии отдельной школы гребли. Такой, какие есть в Минске, Гомеле, Гродно и Могилеве».
Гребля — довольно затратный вид спорта. Тренировочная лодка-одиночка среднего качества стоит 2,5-3 млн. рублей, лодка-двойка или одиночка под олимпийца — около 8 млн., весло гребца — минимум 250 тысяч рублей. И при всем этом в городском бюджете находятся средства для обеспечения инвентарем и гребцов училища олимпийского резерва и учащихся его главного поставщика «кадров» — спортивной школы.
Юрий Васильевич уверяет: «Непонимания со стороны городских властей мы никогда не чувствовали. Особенно в последние два года. После победы Богдановичей внимания стало больше. Надолго ли и будет ли из этого толк?» К тому же на балансе школы не только гребная база. Помимо нее — велобаза на Дзержинского, 62 и база бокса на Островского, 52. У боксеров сейчас как раз заканчивается капитальный ремонт.
Сегодня на гребной базе занимаются более сотни человек: 23 учащихся училища олимпийского резерва, 88 воспитанников спортивной школы и семеро спортсменов из Могилевской высшей школы спортивного мастерства, а весной-осенью приезжают около 12 спортсменов, состоящих в национальной сборной Беларуси. Лодок для этого количества спортсменов недостаточно. База укомплектована лишь на 60 процентов. «В следующем году планируем закупить и лодки, и моторы. Старые свое давно отслужили», — говорит Бордуков.
Но если докупать лодки, нужна новая база — имеющуюся расширять некуда. Тренеры считают, что подошел бы шестой микрорайон или затон в районе ледового дворца. Там еще в советские времена хотели строить гребную базу, даже проект был подготовлен, но 1991 год нарушил и более масштабные планы. Строительство современной гребной базы в Бобруйске по-прежнему столь же актуально, сколь недешево, и может быть осуществлено лишь в том случае, если проект будет включен в республиканскую инвестиционную программу.
И уж совсем мелкая и незначительная на фоне перечисленных проблема — подъездная дорога к базе. Дело даже не в выбоинах и ухабах. Из-за столба линий электропередачи, который, наверное, не очень сложно переместить чуть ближе к реке, зимой не может проехать снегоуборочная машина, а круглый год конструкцию для лодок нельзя подвезти ближе чем на 300 метров к базе. До поворота лодки приходится носить на плечах.
Словом, пока единственные важные перемены — в настрое молодежи. Еще бы! Ребята не только гордятся, что тренируются рядом с олимпийскими чемпионами (после отпуска Богдановичи продолжат тренировки в родном городе), но и чувствуют себя гораздо увереннее!
Виктор Ренейский (1988), братья Богдановичи (2008)… Перспективы бобруйской гребли и дальше могут быть весьма радужными. Петр Федорович уже сейчас выделяет из общей массы минимум троих ребят 1990 и 1991 годов рождения, ставших призерами Европы. Но в спорте, как и в любви, настоящие чувства доказываются не красивыми словами, а действиями. Спортсмены доказали…
Евгения КОРКИЯЙНЕН
Фото Федора ПРОКОПОВА