nullТрадиции бобруйской гребли, зарожденные еще Сергеем Кузьмичом Герасимовичем в 1954 году, принесли плоды, которыми теперь гордится вся Беларусь. Меж тем, бобруйская база гребли до сих пор удивляет, как удалось здесь подготовить спортсменов, которые выиграли олимпийское «золото» для своей страны. На днях «Коммерческий» побывал там, где тренируются гребцы. Гребная база находится на балансе СДЮСШОР, но занимаются в ней не только воспитанники школы.

nullОдноэтажное здание неподалеку от берега (ул. Береговая, 57-а) внешне похоже на обычный деревянный дом в частном секторе. Внутри в четыре-пять уровней вдоль стен хранятся несколько десятков лодок. А вот и «двойка» — та самая, на которой Андрей и Александр Богдановичи недавно одержали столь блистательную и долгожданную победу.

nullДолгожданную еще и потому, что теперь у школы есть основание… Нет, не просить. «Просить» — слово в данном случае неподходящее. Скорее, претендовать на улучшение своей материальной базы.

Прежде всего нужны отопление и теплая вода в душе. И сам душ. И сушилки для одежды. А пока тренировочная форма повышает влажность в комнатушке, приспособленной под раздевалку. На базе оборудована баня, есть камин, но пожарные запретили ими пользоваться — не соответствуют технике безопасности. Есть еще комната отдыха и класс физподготовки. Помещения крохотные, освещены плохо. Какой евроремонт?! Все очень скромно, несовременно, старо, а местами просто убого. Как в таких условиях можно привить мальчишке лет 10-12 (а именно столько самым юным бобруйским гребцам) любовь к спорту — загадка!..

Спортсмены, которые занимаются греблей по два-три года, считают, что им бы не помешали новые весла, лодки. На вопрос, нет ли желания покинуть этот спорт, ученик школы Евгений Милявичус улыбнулся: «Когда ты призер республики, уже не хочется останавливаться».

Мнение тренера Петра Федоровича Яновского однозначное: «Когда-то я готовил хороших спортсменов вообще без базы, у меня для этого был только сарай без печки. Но, конечно, для того чтобы спортсмены достигали результатов, им нужно создать условия: просторные раздевалки, тепло, душевые кабинки. А как? Это пусть начальство голову ломает». И ведь не поспоришь: тренеры и спортсмены напрягали извилины и все остальные части тела над тем, чтобы заработать медаль…

«Вопрос о подключении базы к горячей воде и отоплению решается. Уже есть договоренности с бобруйскими электро- и теплосетями. Но выделят ли деньги под проект, пока неизвестно», — говорит заместитель директора спортивной школы Юрий Васильевич Бордуков и добавляет: «Бобруйск достиг того уровня, когда он не просто достоин, а остро нуждается в открытии отдельной школы гребли. Такой, какие есть в Минске, Гомеле, Гродно и Могилеве».

Гребля — довольно затратный вид спорта. Тренировочная лодка-одиночка среднего качества стоит 2,5-3 млн. рублей, лодка-двойка или одиночка под олимпийца — около 8 млн., весло гребца — минимум 250 тысяч рублей. И при всем этом в городском бюджете находятся средства для обеспечения инвентарем и гребцов училища олимпийского резерва и учащихся его главного поставщика «кадров» — спортивной школы.

Юрий Васильевич уверяет: «Непонимания со стороны городских властей мы никогда не чувствовали. Особенно в последние два года. После победы Богдановичей внимания стало больше. Надолго ли и будет ли из этого толк?» К тому же на балансе школы не только гребная база. Помимо нее — велобаза на Дзержинского, 62 и база бокса на Островского, 52. У боксеров сейчас как раз заканчивается капитальный ремонт.

Сегодня на гребной базе занимаются более сотни человек: 23 учащихся училища олимпийского резерва, 88 воспитанников спортивной школы и семеро спортсменов из Могилевской высшей школы спортивного мастерства, а весной-осенью приезжают около 12 спортсменов, состоящих в национальной сборной Беларуси. Лодок для этого количества спортсменов недостаточно. База укомплектована лишь на 60 процентов. «В следующем году планируем закупить и лодки, и моторы. Старые свое давно отслужили», — говорит Бордуков.

Но если докупать лодки, нужна новая база — имеющуюся расширять некуда. Тренеры считают, что подошел бы шестой микрорайон или затон в районе ледового дворца. Там еще в советские времена хотели строить гребную базу, даже проект был подготовлен, но 1991 год нарушил и более масштабные планы. Строительство современной гребной базы в Бобруйске по-прежнему столь же актуально, сколь недешево, и может быть осуществлено лишь в том случае, если проект будет включен в республиканскую инвестиционную программу.

И уж совсем мелкая и незначительная на фоне перечисленных проблема — подъездная дорога к базе. Дело даже не в выбоинах и ухабах. Из-за столба линий электропередачи, который, наверное, не очень сложно переместить чуть ближе к реке, зимой не может проехать снегоуборочная машина, а круглый год конструкцию для лодок нельзя подвезти ближе чем на 300 метров к базе. До поворота лодки приходится носить на плечах.

Словом, пока единственные важные перемены — в настрое молодежи. Еще бы! Ребята не только гордятся, что тренируются рядом с олимпийскими чемпионами (после отпуска Богдановичи продолжат тренировки в родном городе), но и чувствуют себя гораздо увереннее!

Виктор Ренейский (1988), братья Богдановичи (2008)… Перспективы бобруйской гребли и дальше могут быть весьма радужными. Петр Федорович уже сейчас выделяет из общей массы минимум троих ребят 1990 и 1991 годов рождения, ставших призерами Европы. Но в спорте, как и в любви, настоящие чувства доказываются не красивыми словами, а действиями. Спортсмены доказали…

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Федора ПРОКОПОВА