Весна — время, когда поиск ответа на один из «вечных» вопросов — «куда пойти учиться» — приобретает максимальную актуальность. Но — будущие воспитанники учебного заведения, о котором пойдет речь сегодня, свой выбор сделали уже давно. Тогда, когда десяток лет назад впервые пришли в одну из спортивных секций. Когда не прекратили эти походы через несколько месяцев, подобно большинству новобранцев, а упорно и терпеливо продолжили осваивать азы нелегкой спортивной науки. Когда впервые поднялись на пьедестал почета или подняли над головой свой первый кубок, став быстрее, выше или сильнее соперников-сверстников… «Вчера и сегодня Бобруйского государственного училища олимпийского резерва» — такова тема беседы с его директором Павлом Дмитриевичем БЕЛЬСКИМ.
— Начать разговор предлагаю с краткого экскурса в историю вашего учебного заведения.
Изначально ребята имели возможность выбирать всего из трех отделений: легкой атлетики, вольной и греко-римской (тогда еще классической) борьбы и плавания. Постепенно этот список расширился до нынешних одиннадцати: добавились отделения гребли на байдарках и каноэ, тяжелой атлетики, бокса, гандбола, спортивной гимнастики, дзюдо, стрельбы из лука и футбола. А в 1989 году школа-интернат была преобразована в училище олимпийского резерва.
— Какова численность учащихся на сегодня?
— 217 человек. Здесь необходимо отметить, что учебный процесс в УОР предусматривает три степени обучения: базовое образование (девять классов), общеобразовательное среднее (11 классов) и среднее специальное (два курса обучения после окончания 11-летки). Воспитанникам, получившим среднее специальное образование, присваивается квалификация «Тренер по виду спорта».
— Вы упоминали о том, что большинство учащихся составляют бобруйчане? А какова «география» иногородних УОРовцев, какие регионы они представляют?
— У нас проходят обучение 78 ребят и девочек из других городов. Проживают они в общежитии, причем в этом плане у нас даже есть резерв: общежитие рассчитано на 90 человек. Иногда поступление в наше училище ребятам рекомендуют тренеры, иногда юные спортсмены делают выбор сами. Наибольший процент иногородних воспитанников в отделении тяжелой атлетики: Борисов, Пинск, Лельчицы, Хойники…
— Проводя даже поверхностный анализ успешности работы отделений УОР, нельзя не отметить некоторый диссонанс в результатах. Если об успехах ваших воспитанников в тяжелой атлетике, гребле, легкой атлетике и борьбе наслышан, наверное, каждый бобруйчанин, то представители других спортивных «ремесел» радуют земляков реже…
— Возможно, отчасти проблема сопряжена с недостатком квалифицированных тренерских кадров. В отделениях, которые вы перечислили, долгие годы плодотворно работают настоящие профессионалы и энтузиасты: М. Н. Рабиковский, Э. Э. Гурская, Н. Н. Банько, П. Ф. Яновский, Н. Н. Жуковец, Л. И. Хатари и другие. В последнее время мы ведем поиск новых специалистов, в том числе привлекаем и своих воспитанников. Радует то, что у молодых тренеров уже есть весомые успехи, особо хотелось бы отметить работу В. В. Костко, Е. В. Тепляковой, А. Е. Зайцева.
— В прошлом году значительной модернизации подверглась материальная база училища…
— Открытие залов тяжелой атлетики и общефизической подготовки, ремонт в зале борьбы — это подспорье, масштабы которого трудно переоценить. Хотелось бы поблагодарить за эти добрые дела председателя горисполкома Дмитрия Михайловича Бонохова, который, будучи главой представительства Национального олимпийского комитета РБ в Бобруйске, всегда в курсе всех наших проблем и активно способствует их разрешению. Из планов на будущее в этом направлении — строительство гребной базы, давно нами ожидаемое, и ремонт столовой.
— Родители ваших воспитанников не выказывают беспокойства в отношении того, что в УОР априори на первом месте спорт, а учеба?
— Не без этого. Пожалуй, наши воспитанники не столь сильны в точных науках — математике или физике. Это, впрочем, объяснимо: сборы, турниры, разъезды влияют на процесс обучения. Зато, с другой стороны, нет проблем с гуманитарными науками. Ту же географию ребята изучают «на практике» — посредством поездок на сборы или соревнования. Та же ситуация и с иностранными языками. Да и в целом — образ жизни спортсмена таков, что развитие коммуникабельности, самостоятельности и других подобных качеств идет само собой. Добавьте сюда и еще одну деталь, важную для родителей каждого подростка: в уставе нашего учебного заведения четко прописано, что курение, употребление спиртных напитков и наркотических средств несовместимы со статусом учащегося УОР. Контроль за этим ведется очень строгий, столь же строги и санкции в отношении провинившихся. Как следствие — в этом отношении у нас подобных проблем гораздо меньше, чем в других учебных заведениях.
— Как и в любом другом учебном заведении, однажды перед вашими воспитанниками встает вопрос: «А что же дальше?» Каковы варианты ответов?
— Разумеется, большинство наших учащихся, желающих продолжить учебу, поступают в учебные заведения спортивного профиля. Но это не единственный путь. Наших воспитанников зачисляют в военные училища, учебные заведения МЧС. Двое ребят, окончивших УОР в прошлом году, поступили в Гомельский университет транспорта, один — в БНТУ. Но все же основная наша задача — обеспечение пополнения для высших звеньев спортивной подготовки. Ведь нашим выпускникам 20-21 год — возраст, когда дорога в большом спорте только начинается. Поэтому один из важнейших для нас показателей таков: из 23 выпускников прошлого года 13 продолжают спортивную карьеру на уровне национальных сборных страны. Много это или мало? Отвечу так: нам есть к чему стремиться.
Андрей ЧИЖИК
Фото Александра ЧУГУЕВА