Вы когда-нибудь задумывались, кто шьет для священников их «рабочую» одежду? Признаться, думала, что облачение служителям церкви выдают как униформу рабочим. А оказалось, все это шьется на заказ.

 Одна из мастериц, которые шьют и вышивают ризы и другие предметы одежды священнослужителей – 48-летняя глусчанка Татьяна Кременецкая. Работала в школе учителем физики и трудового обучения, сейчас – менеджер по продажам в глусской фирме по производству пружин.

Татьяна Эдуардовна издавна шьет одежду для своей семьи, вяжет спицами и крючком, а еще пишет и вышивает иконы. В апреле 2023 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея проходила выставка, где свои работы – вышивка и иконопись – демонстрировали Татьяна Кременецкая и ее мама Светлана Дубовик.

Татьяна Кременецкая из Глуска шьет облачение для храмов и священнослужителей.

Как пришла к церковному «индпошиву»

Татьяна – прихожанка Свято-Богоявленского прихода в Глуске, в этой церкви находится много ее икон, и вот однажды (было это два года назад) священник, протоиерей Михаил предложил ей попробовать свои силы в шитье церковного убранства.

– Тогда как раз готовили к открытию маленькую церквушку в Весновском доме-интернате, и нужно было где-то пошить облачение на престол. Это такой чехол с застежкой на пуговичках. К нему еще идет покровец, что-то типа скатерти, – рассказывает Татьяна. – Ткань, церковная парча, у отца Михаила уже была куплена, оставалось только найти швею, которая ее не испортит. Так получилось, что в тот момент моя мама, Светлана Дубовик, привезла в подарок в Весновскую церковь свои вышитые иконы и, услышав этот разговор, предложила мою кандидатуру в качестве швеи.

Облачение на престол – это не просто сшитый кусок ткани, оно должно быть украшено крестами, другими узорами по определенным церковным канонам. Татьяне, прежде чем начать работу, пришлось разобраться и в строгих канонах, и в особенностях раскроя. В итоге, все было сделано правильно.

Потом Татьяна пошила для Богоявленского храма покровцы (салфетки).

– А потом отец Михаил спросил, смогу ли я пошить стихарь. А я и не знаю, что это такое! – улыбается собеседница.

Оказалось, это облачение мальчиков, которые помогают при богослужении. Мастерице привезли ткань, и… она у нее пролежала почти год, потому что для пошива такого изделия нужна была особая кайма, а ее никак не могли заказать.

Поручи – обязательный атрибут облачения каждого священнослужителя. Эти сшила Татьяна Кременецкая.

Как делается «одежда» для храма и сколько стоит?

К слову, если нитки для пошива церковного облачения еще можно заказать на маркетплейсах, то с тканью и галунами (то есть, каймой) намного сложнее – они доступны только в специализированных российских интернет-магазинах и стоят недешево. Например, 1 метр церковной парчи в одном из таких магазинов продают за 77 руб., это российского производства, а если парча греческая – то от 92 до 267 руб., турецкая – от 230 руб., французская – от 129 до 267 руб. Самая дешевая – индийская, по акции нашлась за 24 руб. за метр.

Метр галуна (каймы) стоит от 1,90 до 5,5 руб., бахромы – от 5,40 до 126 руб.

Чтобы шить, нужна не только швейная, но и вышивальная машинка: многие узоры на одежде священника, на церковном убранстве именно вышиты.

– Обсудили этот момент с мужем и решили купить свою вышивальную машину, – говорит Татьяна. – Не самую дорогую и высокотехнологичную. Но обошлась она нам в 5 тысяч рублей. Решили, что это инвестиция.

Для той же вышивки крестов и узоров используют специальные тонюсенькие шелковые либо полиэстеровые нитки. Уже готовые вышитые кресты в интернет-магазине стоят от 44 до 240 руб. У Татьяны себестоимость одного вышитого крестика размером 5х5 см – 10 руб. А таких крестиков на изделии может быть от одного до семи и больше. Например, на орарь (это длинная узкая лента из парчовой или другой цветной ткани, которая присутствует в облачение диакона и иподиакона) требуется не меньше семи вышитых крестиков.

Но и это еще не все. Нужны запасные иглы, шпульки («Много шпулек!» – смеется собеседница), нитки, стабилизационная ткань… Все это покупается отдельно, и даже муж нашей героини уже участвует в процессе.

 – Например, недавно сломалась последняя вышивальная игла, и я попросила мужа в Бобруйске их купить, у нас в Глуске какие-то необходимые расходники не всегда можно найти.

Cлева: так узор выглядит в программе вышивальной машинки. Справа: а таким он получается, в итоге.

Что самое сложное в этой работе

Шитье церковного облачения – дело очень непростое, признается Татьяна. Бывают и неудачи.

– Особенно при вышивке, – признается собеседница. – Поэтому каждую программу нового узора я испытываю, «пристраиваюсь» к ней, смотрю, как она работает на той или иной ткани, и только потом запускаю ее на основное полотно. Это трудоемкий процесс, требующий терпения и выдержки. Я даже поехала как-то в Гомель, в монастырскую мастерскую: посмотреть, поучиться, это всегда полезно.

Сложно работать и с церковной парчой. Ее нужно правильно раскроить, чтобы рисунок совпадал с точностью до миллиметра. Ошибиться и здесь нельзя: выше мы уже почитали, сколько стоит церковная парча! Шьют церковное облачение и из других тканей, например, льна.

Когда купили вышивальную машину, столкнулась Татьяна и с такой проблемой: нужно было составить свою программу для вышивки, ведь стандартные, встроенные не подходили. Татьяна нашла в соцсети женщину из Бобруйска, которая профессионально занимается машинной вышивкой и зарабатывает на этом.

– Я попросила ее разработать нужную мне программу и потом купила ее за 40 рублей. Конечно, у меня еще было много вопросов, но моя новая знакомая все объяснила, рассказала, и следующую программку для нового узора я делала уже самостоятельно. Мы и сейчас поддерживаем связь с этой мастерицей.

Церковная парча – одна из самых сложных тканей для шитья.

Сколько на этом можно заработать

Постепенно в лексикон мастерицы из Глуска вошли слова «стихарь», «орарь», «епитрахиль», «галун»...

Сегодня Татьяна Кременецкая ведет и свою страничку в Instagram, где показывает свои изделия.

В этом году накануне Пасхи в деревенский храм агрогородка Заелице Глусского района Татьяне предложили сшить облачение на алтарь. Она взялась, и это, по ее словам, были первые деньги, которые она заработала на таком заказе – примерно 150 руб. Да, до этого, для своей церкви мастерица все шила бесплатно.

Но такой сложный труд, конечно же, имеет свою цену. К примеру, орарь (длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани в облачении диакона и иподиакона – прим. ред.) стоит около 150 руб., стихарь взрослый (длинная, с широкими рукавами одежда у дьяконов и дьячков – прим. ред.) – 400-450 руб., в зависимости от ткани.

– Пока мои инвестиции в пошив церковного облачения еще не окупились, но окупить затраты на расходные материалы и немного заработать, у меня уже получается, – говорит Татьяна. – Я и сама пока еще учусь, мне все интересно, хочу, чтобы мои изделия были высокого качества.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото автора и из личного архива героини