На указателе, установленном возле поворота с гомельского шоссе, значится странное: «Комплекс былой сядзiбы». Позвольте — почему же «былой»? Об окончании реставрационных работ во дворце в поселке Красный Берег уже бодро отрапортовали некоторые республиканские и региональные СМИ. Именно для того, чтобы стать одними из первых гостей обновленной усадьбы, мы и поехали в краснобережскую командировку…
До «нашей эры»
«Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского» — так именуется в большинстве путеводителей «дворец и компания» в Красном Береге Жлобинского района Гомельской области. Это же большинство ничтоже сумняшеся начинает отсчет истории края с момента закладки дворца, то есть с конца позапрошлого века. А ведь возрасту поселка Красный Берег позавидуют многие города: первое упоминание о селе с таким названием в летописи датировано 1317 годом!
На протяжении веков владельцы этих земель менялись много раз. В документах можно найти имена некоторых хозяев, но, к сожалению, узнать о них удается немного. Известно, что в середине XVI века Красный Берег принадлежал Алексею Зенковичу, далее им владели Солтаны и Воронецкие… В 1824 году у некоего И. Фомина поместье приобретает Иван Никодимович Гриневич. По инвентарю от 22 декабря 1845 года хозяин поместья «…имел усадебной — 64 и пашенной — 936 десятин земли. Способных к работам — 310 душ». В 1863 году Гриневич отмечается в рядах то ли участников польского восстания, то ли «сочувствующих», после чего съезжает во Францию, а перед отъездом продает имение полковнику Бобруйской крепости А. Богородскому. О полковнике упомянем отдельно, ибо он сумел оставить свой след в истории края — довольно забавный, надо сказать, след. Прослышав о том, что, согласно проекту, участок Либаво-Роменской железной дороги должен будет пройти буквально у него под окнами, он, не желая слушать по ночам задорный перестук колес и веселые гудки паровозов, решил вопрос просто: подкупил строителей. В результате железная дорога в районе Красного Берега приобрела «внеплановый» изгиб, отклонившись от изначальной линии ровно на одну версту…
Как бы то ни было, а в 1876 году поместье перешло в собственность генерал-майора Михаила Семеновича Гатовского — представителя древнего рода, ведущего свою историю от Григория Гатовского, который еще в середине XVII века владел обширными поместьями в Полоцком воеводстве. Жил новый хозяин Красного Берега в основном в столичном Петербурге, в усадьбу наезжал очень редко. До той поры, пока любимая лапочка-дочка генерала Маша не вышла замуж…
Две судьбы в одну сплелись…
Мужа Марии Гатовской звали Викентий Альфонсович Козелл-Поклевский. Он был потомком дворянского рода герба Козелл, который по древности и звучности, пожалуй, способен был дать фору Гатовским. Считается, что «отцом-основателем» рода был Петр Козлов, которому во второй половине XVI века польский король Сигизмунд II Август пожаловал имение Поклево в Ошмянском уезде. Но наиболее старательные искатели упоминают человека по фамилии Козел — он якобы трудился по дипломатическим поручениям при дворе великого князя Витовта… Поселившись в Поклево, потомки этих личностей стали называться Козел-Поклевскими. Или Поклевскими-Козел. Кто-то из представителей рода предсказуемо попробовал облагородить неблагозвучную фамилию, приписывая одну-две лишние буквы в конце, в результате чего появились «конструкции» Козелл-Поклевский или того веселее — Козелло-Поклевский…
Расцвет одной из ветвей родового древа Козелл-Поклевских был напрямую связан с Альфонсом Фомичом Козелл-Поклевским — отцом уже знакомого нам Викентия. Уроженец Лепельского уезда Витебской губернии, он сколотил громадное состояние на бескрайних и безмерно богатых просторах Сибири, став владельцем целой финансово-промышленной империи. На момент смерти олигарха его имущество оценивалось в 1 миллион 595 тысяч 238 рублей 55 копеек. Рассказывают, что именно Альфонс Фомич стал прототипом старика Ляховского в романе «Приваловские миллионы» Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Несмотря на то, что Сибирь стала для Альфонса Козелл-Поклевского «землей обетованной», он не забывал свои «западные» корни. На почве любви к малой родине они, по всему видать, и сошлись с генералом Гатовским — после деловой встречи в Оренбурге. Знакомство переросло в дружбу, а одним из ее проявлений стала договоренность о браке их детей. Младшее поколение возражать не стало…
Свадьбу сыграли в 1888 году, через год у Марии и Викентия появилась на свет дочка. Растроганный дедушка-генерал возгорелся желанием сделать детям и внучке подарок. Поразмыслив, решил, что таковым станет заложенный в Красном Береге дворец.
Любовь и революция
«Дворец» — это, пожалуй, все-таки слишком громкое определение для здания усадьбы, двухэтажного дома из красного кирпича (нашего, бобруйского, розенберговского). По сути это очень большой и очень красивый дачный дом. Собственно, и обживали его хозяева только летом, приезжая в Красный Берег из сибирских далей на недельку-другую.
Хотя — если есть деньги, то и дача выйдет как дворец. А денег на строительство Гатовский-старший не пожалел. Проект усадьбы создал питерский архитектор Виктор Александрович Шретер, создавший в ту пору множество усадеб, театров и храмов в Санкт-Петербурге, Киеве, Тифлисе, Одессе. Небольшой, но очень уютный и (уж извините за неологизм, но тут он уместен) стильный парк «расчертил» главный садовод Варшавы Франтишек Шаниор.
Строительство дворца было завершено за три года — с 1890-го по 1893-й. Забавно, но генерал Гатовский подарил усадьбу не молодоженам, а «адресно» — своей дочурке. Та, в свою очередь, отписала доверенность на мужа (почему-то вспоминаются персонажи фильма «Берегись автомобиля»). При этом на фасаде здания красуется герб Козелло (а не Колюмна Гатовских).
Викентий Козелл-Поклевский распоряжался имением с толком. Рассудив, что любой кусок земли способен давать «приварок», он разместил неподалеку от усадебного дома винокуренный заводик. Попутно прикупил дрожжепивоваренный завод в Бобруйске и маслобойный — в Минске. Все эти заботы-хлопоты прервала сначала война, а затем революция… Интегрироваться в новую жизнь старые хозяева заводов и дворцов не пожелали: Мария и Викентий с детьми в 1919 году выехали сначала во Владивосток, затем в Японию, а позже оказались в Польше. А во дворец вскоре заселились новые хозяева — учащиеся сельхозучилища...
Между первым и вторым
Присказка, сиречь история Красного Берега и семьи Гатовских-Поклевских, у нас намеренно вышла подлиннее «сказки» — собственно впечатлений о том, как выглядит краснобережский дворец сегодня. Во-первых, сейчас мы вступаем в ту фазу рассказа, в которой работает принцип «лучше один раз увидеть». Кое-что мы покажем посредством фоторепортажа (на сайте он будет полнее), но, если вас заинтересовала история дворца, найдите время да съездите туда сами, тем более что…
— Мы действительно завершили первый этап реконструкции — внешние и внутренние реставрационные работы, — рассказывает научный сотрудник Мария Дмитриевна Ткачева. — Теперь здание дворца открыто для посетителей. Второй этап — внутреннее наполнение интерьера — будем проводить, так сказать, в рабочем порядке.
Внутреннее наполнение дворца сейчас как раз такое, которое позволяет полностью оценить качество проведенной реставрации и в деталях рассмотреть замысел мастеров. Главная идея такова: «одна комната — один архитектурный стиль», в сочетании — органичная эклектика. Барокко, рококо, романский стиль, готика, альамбризм — это похоже на пособие по истории искусств…
Снимков интерьера конца XIX века, к сожалению, не сохранилось. Но степень сохранности самого здания была достаточно высокой, так что реконструкторам нечасто приходилось полагаться на воображение, восполняя утраченные детали. Кое-где, правда, пришлось привлекать к делу научный прогресс: так, в одном из залов был проведен спектральный анализ цветовой гаммы.
Мы ищем таланты!
В гостиной на втором этаже всяк входящий на секунду застывает, узрев две фигуры в ретро-костюмах (и припомнив в этот миг знакомые ему легенды о призраках замков). Затем соображает: это же манекены. Они действительно облачены в костюмы конца XIX века — женский и мужской. Поправочка: костюмы, которые носили тогда очень богатые люди. Вот хозяева замка наверняка так и одевались… Костюмы очень понравились одному из недавних гостей усадьбы — историку моды Александру Васильеву. Правда, он сразу же определил, что это современные копии: пояснил, что швы тогда были другими.
Рядом с костюмами установлены на выставочные мольберты портреты хозяев замка. Это также «новодел»: их выполнил жлобинский художник Виталий Одинцов. В выставочном зале экспонируются его же работы — портреты звезд советского кино. В экспозиции есть забавная «хитринка» (секрет мы пообещали не выдавать)…
У парадного входа, под сонными взглядами двух гаргулий, которые сработаны из металла под названием силумин, беседуем о планах на будущее. Мария Дмитриевна рассказывает:
— Вот чего у нас действительно в избытке, так это планов и идей. Воссоздать по возможности интерьеры дворца — это ведь только полдела: надо привлечь сюда людей, надо действительно быть интересными. Идея, лежащая на поверхности — проведение этно-фестиваля. У нас есть районный праздник песни «Чырвоны Бераг збірае сяброў», он проходит в июне — можно попробовать расширить его масштаб. Еще лучше — создать «город мастеров», развить традиционные ремесла: лозоплетение, гончарное дело… Просто сам по себе возникает план создания клуба реконструкции. Тем более, что многие ребята из агроколледжа, на территории которого находится дворец, уверена, займутся этим делом с удовольствием. Эх, нам бы энтузиаста такого дела найти…
Андрей ЧИЖИК
Фото Виктора ШЕЙКИНА