Наш рассказ сегодня пойдет об истории деревни Каменка. На карте Бобруйщины можно насчитать не один десяток деревень, но думает­ся, далеко не каждая из них может похвалиться столь интересными сказками, легендами и преданиями, которые складывались и переда­вались из поколения в поколение каменскими жителями. По всему видно, жили здесь в старые времена люди любознательные, замеча­тельные фантазеры и сказочники, любящие и знающие каждый уголок своей земли. 

Материал был опубликован в газете "Коммерческий курьер" 25 октября 1997 г. (№ 100)

Жили в Каменке драконы

Одна из старых легенд рассказывает, что в давние-предавние времена жил на Каменной горе неподалеку от дерев ни страшный и злобный дра­кон. Построил он там себе логово из больших камней-валунов, которые собирал по всей округе. Время от времени прилетал тот страшный дракон в деревню, чтобы дань собирать. Немало горя от него люди натерпелись. Как-то раз летел дракон к своему жилью, а в папах когтистых огромный камень держал. Вдруг темная туча небо за крыла, солнышко закрыла ударил гром, небо прорезала молния необычайной сипы. Испугался дракон, выронил камень. И полетел со страху как можно дальше от этого места. С тех пор дракона этих краях больше никто не видывал. А камень тот так и остался лежать на окраине деревни, которую и назвали Каменкой.

Еще одна легенда расска­зывает, будто держал дракон у себя в заточении на Каменной горе прекрасную княжну которая обронила где-то поблизости от Каменки волшебный перстенек… Впрочем это уже совсем другая история... Так или иначе во всех каменских сказках, легендах и пре­даниях присутствует название Каменной горы. Место, именуемое каменскими жителями Каменной горой, суще­ствует и в действительности. Эта каменистая возвышенность находится в лесу кило­метрах в пяти от деревни в сторону Мирадино. Кстати, существует и еще одна вер­сия, имеющая, возможно, и не столь уж много общего с ле­гендами и вымыслом, истинность которой еще предсто­ит выяснить археологам и ис­торикам. Существует предположение, что где-то поблизо­сти от Каменной горы было когда-то языческое капище, где стояли каменные извая­ния древних славянских богов, которым молились наши очень далекие предки.

Якобы не так давно, уже в пятидесятые годы, кто-то из местных жителей однажды наткнулся в лесу на захоро­ненного в земле каменного идола. Но по каким-то причи­нам этот человек так и не счел нужным сообщить о сво­ей находке, а тайна каменно­го идола так и осталась не­разгаданной.

Конечно же, такие легенды и предположения не могли не заинтересовать и нас. Чего греха таить, когда отправля­лись в Каменку, в глубине души теплилась надежда узнать о судьбе каменного божества, и, возможно, если совсем уж сказочно посчастливится, даже самим найти его.

Рассказывая об истории деревни, ее названия, необхо­димо отметить, что Каменка всегда подразделялась на Малую и Большую. На сегод­няшний день не сохранилось точных исторических сведе­ний о времени основания де­ревни. Но судя по рассказам местных жителей, история существования деревни и не столь уж велика. Первые по­селенцы появились в Большой Каменке где-то в восьмидеся­тые годы прошлого столетия, вскоре стали ставить первые избы и в Малой Каменке. Кре­стьяне покупали у помещика земли, рубили лес, строились, корчевали пни и распахивали поля.

В Большой Каменке всегда проживало большее количе­ство семей, отчего и повелось ее название.

Архивные сведения по исто­рии деревни Каменка очень немногочисленные. В доку­ментах значится, что по со­стоянию на 1 января 1909 года в д. Малая Каменка насчитыва­лось 30 дворов, проживало 165 человек, в д. Большая Камен­ка насчитывалось 33 двора, а проживало 313 человек.

И все же, на наше счастье, живут и по сей день в Камен­ке люди, которым есть что вспомнить и рассказать об истории своей деревни, о том, как жили здесь в прежние вре­мена,

Деревенцы

Итак, наш маршрут лежал в деревню Каменка, которая от­крывается за кронами дере­вьев придорожной полосы ки­лометрах в четырех от города по левую сторону слуцкого шоссе.

Редакционный автомобиль сворачивает за деревней Сло­бодка, и впереди после спус­ка с небольшой возвышенно­сти и начинается Малая Ка­менка. Помнится, еще в се­мидесятые годы на прилегаю­щей к деревне территории соревновались лихие масте­ра мотогонок. С тех пор дере­венскую тишину уже больше не нарушает оглушительный рев мотоциклов. И старикам можно спокойно посидеть, отдохнуть на деревенской ла­вочке, поговорить по-соседс­ки о том о сем.

На лавочке неподалеку от своего дома мы и застали Ивана Михайловича Глинско­го, одного из старейших жите­лей Малой Каменки.

Не так давно исполнилось Ивану Михайловичу восемьдесят шесть лет. Участнику финской, Великой Отече­ственной войн есть о чем по­говорить со своим односель­чанином Сергеем Кузьмичом Чаком, вспомнить молодость, сравнить с нынешним време­нем. Как говорит Иван Михай­лович, старых таких, чтоб о прошлой жизни помнили, толь­ко двое на всю деревню и ос­талось: друг его Чак в Боль­шой Каменке да он — в Ма­лой.

Припоминает Иван Михай­лович из своего детства, как стояла когда-то неподалеку от нынешней автобусной ос­тановки «Малая Каменка» де­ревянная часовенка — «капличка”, была в ней «иконка изукрашенная». А на другой стороне улицы — столб де­ревянный с надписью: «Де­ревня Малая Каменка, 40 до­мов, столько-то мужчин да женщин”.

 

И помещики бывают хорошими

Уважали деревенские мест­ного помещика Палферова Якова Яковлевича, между со­бой мужики звали его попрос­ту — Палфера. По определе­нию Ивана Михайловича был Палфера как бы и не поме­щиком, а «профессором сель­ского хозяйства». Сильно бо­гатым Палфера не был. Все­го-то и держал пять-шесть коров, быка, одну выездную лошадь да троих рабочих. Имел он око­ло сорока гектаров окрестных земель, из них гектаров двад­цать около Туголицы отводилось под сенокосы.

Поля, принадлежавшие ему, использовал Панферов для своих научных исследований. Не просто выращивал тради­ционные культуры: рожь, овес, картофель, — но ис­пользовал новейшие по тем временам достижения сельс­кохозяйственной науки. Выпи­сывал из западных государств различные минеральные удобрения, вводил на своих полях всевозможные новше­ства. Человеком был очень образованным. Знал иност­ранные языки. А в собствен­ном доме имел большую, по тем временам, библиотеку. Как вспоминает Иван Михай­лович, работавший у Панфе­рова пастухом и бывавший у него в доме, целая комната была сплошь снизу доверху уставлена книгами. Были сре­ди тех книг и сказки, которые так любили слушать деревен­ские дети, когда читала их жена помещика Любовь Васи­льевна. По словам Ивана Ми­хайловича, хорошая была жен­щина. Частенько видели ее проезжающей по деревне на двуколке. Любила она погово­рить с местными ребятишка­ми, расспросить, кто есть чей, случалось, и носы своим платком утирала.

Было у Панферовых трое сыновей. Вместе с родителя­ми приезжали они на лето в имение. А зимой вся семья жила в Петербурге.

Из поколения в поколение передается местными жите­лями рассказ об одном дав­нем происшествии, которое чуть не обернулось для сельчан трагедией. Было это во время войны четырнадцатого года. В деревне стояли нем­цы. И вот как-то раз у шлагба­ума на околице, рассказыва­ет Иван Михайлович, «наши деревенцы тех немцев посто­вых забили». Для разбора та­кого случая приехал из Боб­руйска сам немецкий комен­дант. Собрали немцы всех взрослых мужчин, выстроили в ряд на поле в конце дерев­ни: не выдадите тех, кто убил солдат — каждого третьего расстреляем... Затаила дыха­ние деревня: что же будет... А выручил всех Палфера. Как бы там ни было, отношение у немцев к мужикам было одно, а к помещику –другое. В тот день Панферов был дома, как узнал о случившемся, пришел на поле, где немцы разбор учинили. Долго говорил Палфера с немецким комендантом о чем-то по-немецки и, видать, убедил. Распустили всех му­жиков по хатам. Выручил «деревенцев» Палфера. Хороший он был человек...

Уже после революции, как вспоминает Иван Михайлович, арестовали Панферова наши. Тогда всех помещиков по тюрьмам сажали. Сказывали люди, так в тюрьме он и погиб. Уже в пятидесятые года приезжали в Каменку сыновья Панферо­ва, с деревенскими разгова­ривали, кто отца их помнил. Да дом палферовский фото­графировали. Этот старый помещичий дом и сегодня стоит в Слободке, размеща­ется в нем местный сельсовет.

Житье-бытье

Хоть и хороший человек был Панферов, но все же не ров­ня мужикам. Мужику — му­жицкая доля. Семья, в кото­рой родился Иван Михайло­вич, была большая: отец, мать, дядя с жинкой да девять де­тей. А ну-ка, прокорми всех. Держали на всю семью одну лошадь. Да и ту, единствен­ную, как война случится, каж­дый раз отбирали. Покупай потом новую... Сказывал Ива­ну Михайловичу отец, что так всегда было. Забирали ло­шадь, как русские с турками воевали, с японцами, немца­ми. А уж последнюю лошадь в двадцать первом году поляки отобрали. Отец хотел схит­рить, и хромой лошадь пока­зывал, и на один глаз слепо­ватой. Ничего не помогло — забрали работницу. Отец рем­ни под седло солдатам не да­вал, избили его за это так, что вскоре и помер. Остались ре­бятишки сиротами.

Яркое воспоминание дет­ства — как в школе учился. Охоч был Иван Михайлович до грамоты. Это потом уже в Горбацевичах он шесть классов заканчивал. А начиналась вся наука в своей деревне, с ка­менскими ребятишками. На­нимали крестьяне на зиму чью-нибудь избу, приглашали учителя, который и учил де­тей закону божьему, письму да арифметике. Избу для школы выбирали большую, светлую, у Ашурковых учи­лись, у Алексы (Алексея) Чер­нявского. И хоть «грамоту» ту постигали недолго, было в школе всего три класса, мно­гие деревенские в «люди» вы­бились.

Один каменский – Глинс­кий Михаил Иосифович, род­ственник Ивана Михайловича – большим человеком стал. Участвовал Михаил Глинский в войне четырнадцатого года, в конце тридцатых был воен­ным атташе в Прибалтике, в Великую Отечественную командовал кавалерийским корпусом.

Американское «счастье»

Старались селяне жить, кто как мог. Какая доля у му­жика? Работа в поле да лес кормили. Где уж тут разбога­теть... Была по старым вре­менам такая на деревне мода – отправлялись молодые хлопцы в начале века на зара­ботки в саму Америку. Не всем деревенским «счастье» в той Америке улыбалось. Один местный хлопец, Миха­ил Чернявский, брат Алексы, в Америке разбогател. Вер­нулся с далекой заграницы домой в двадцать первом году на побывку. Богатым стал, в отличие от деревенских, на извозчике ездил. Как сейчас видит его Иван Михайлович, хороший хлопец, молодой, кра­сивый. Загубили парня боль­шие деньги да чья-то лихая рука — нашли его убитым на дедновском пути. Вот тебе и «американское счастье».

Разные люди — разные судьбы. Чего только не натер­пелись каменские крестьяне. Во времена коллективизации три семьи раскулачили. А Ви­кентия Салиневича с женой и детьми и вовсе сослали. «Гарэтные» были люди.

Брат Ивана Михайловича монтером на слуцкой дороге работал, так его врагом наро­да в 37-м объявили, якобы с Польшей связь держал. А Глинские все стали считать­ся как «сродственники» врага народа. А какой там был враг – простой каменский мужик, отец которого был мужиком, и дед, и прадед.

Иван Михайлович по расска­зам своего отца знает, что, когда дед его поселился в Ма­лой Каменке, жила уже тут семья Чернявских. Несколь­ко позже поселились тут Гладкевичи. Стала Малая Камен­ка избами обрастать. Давно это было... А все-таки люди тогда «красиво» жили, счита­ет Иван Михайлович. Работа­ли «заинтересованно», каждый знал «свое». А сейчас все мо­лодые в Бобруйск подались. Работа есть в доме инвалидов, в школе, училище, а ра­ботать некому. Остались на деревне одни старики.

Вечерами собираются сосе­ди в доме у Ивана Михайлови­ча телевизор посмотреть, словом-другим перекинуться да прочитанное в газетах с муж­чинами обсудить. Интересует­ся Иван Михайлович события­ми в мире, газеты любит чи­тать. Как выйдет «Коммерчес­кий курьер» с рассказом о ста­рой жизни в Каменке – обяза­тельно почитает.

Галина ЧИРУК

На фото Федора ПРОКОПОВА:

1. Бывший помещичий дом, ныне зда­ние сельсовета.

2. Один из старейших жи­телей Каменки Иван Михай­лович Глинский.

В подготовке материала использованы сведения, пре­доставленные каменским школьным музеем. Особую благодарность за помощь вы­ражаем организатору вне­классной работы каменской школы Л. П. Овсиенко.