Творческая конюшня

Мы часто проходим мимо этого места, овеянного духом истории. Зеленое здание на улице Интернациональной, которое многие помнят как библиотеку, сейчас пустует. Очень хочется верить, что когда-нибудь этот памятник архитектуры в стиле модерн, привезенный из Прибалтики купчихой Кацнельсон и собранный в Бобруйске в 1912 году, будет удостоен чести не просто молча хранить в себе историю, но передавать ее будущим поколениям как музей.

Но сегодня речь пойдет не о прошлом, а о настоящем — о человеке, который является ежедневным наблюдателем угасания этого здания.

Чуть правее за «зеленой библиотекой» находится неприметная постройка. С виду то ли сарай, то ли склад. По слухам (а только их мы имеем в наличии, поскольку в зональном архиве, краеведческом музее конкретных данных нет), именно здесь в свое время размещалась конюшня. Но, в отличие от особняка купчихи Кацнельсон, это здание не скучает без обитателей. По соседству с межрайонной ветеринарной лабораторией, в самом уголочке есть серая дверь — в мастерскую народного мастера Беларуси, члена Белорусского союза мастеров народного творчества, хранителя и продолжателя традиций бобруйской керамики Юрия Ивановича Бовды.

«Борода» и кони

— Говорят, раньше в этой постройке находилась конюшня, — обращаюсь к хозяину ветхого помещения из двух комнатушек, заставленных агрегатами, печками и глиняными изделиями.

— Я здесь тружусь с 1986 года. Вы посмотрите на эти стены, на пол и окна, которые давно требуют ремонта. До мастерской здесь были стоматология, молочная лаборатория, но уюта не прибавилось… Хорошо, хоть есть свет и вода. А по поводу конюшни я иногда шучу, что поскольку родился в год лошади, то здесь на своем месте.

Путь керамиста 16‑летний Юра Бовда выбрал, по его признанию, из меркантильных побуждений:

— Ученику слесаря платили 45 рублей, а ученику гончара — аж 65, — вспоминает мой собеседник, поглаживая седую бороду. — И я поступил учеником гончара на райпромкомбинат, в цех керамики в поселке Титовка, недалеко от родительского дома.

— Вы цыган?

— Нет, но друзья в шутку зовут меня «цыганским евреем» или «бородой».

Горшки на педалях, или Творчество в столетней конюшне
Вот оно, по предположению, здание конюшни, где размещается мастерская гончара

От первых ляпов до историко-культурной ценности

Знакомство с профессией и становление у юного Бовды проходило не без разочарований и ляпов. Сегодня он на пенсии, работает оформителем в централизованной клубной системе Бобруйского района, куратор детского образцового коллектива «Глечыкі» центра ремесел поселка Глуша.

Изделия, созданные мастером Бовдой, можно увидеть во многих учреждениях района и города, в библиотеках, кафе, колледжах… Это объемные скульптуры, вазы, светильники, панно, декоративные решетки…

Ю. И. Бовда участвует в выставках и конкурсах, выезжает на республиканские мероприятия, на фестивали в другие страны. Юрий Иванович привозит домой награды. Пожалуй, самая примечательная из них, как общий итог достижений — это статус нематериальной историко-культурной ценности, присвоенный в 2010 году его технологии гончарных изделий.

Кроме обычных гончарных станков, у мастера есть оригинальный, которому не нужно электричество — в виде велосипеда. Один человек может крутить педали, а другой лепит изделия. Этот станок Юрий Иванович «запускает» во время ярмарок.

Екатерина ГУГАЛОВА
Фото автора и Виктора ШЕЙКИНА