— Тишина! Камера! Мотор! — в Бобруйске вновь прошли съемки фильма про войну! И поскольку, по всей видимости, наш город постепенно обретает статус маленького Голливуда, просто описать сюжет будущего кино уже не так интересно. Поэтому предлагаю взглянуть вместе со мной на съемочный процесс изнутри. Журналист «Коммерческого» снова меняет профессию: сегодня я — актриса массовых сцен.
СМЕРШ
Это 12-серийный совместный кинопроект киностудии «Беларусьфильм» и ООО «Стар Медиа Дистрибьюшн» (Россия), продолжение военно-исторического телевизионного художественного телесериала «СМЕРШ». Так во время Второй мировой войны назывались советские контрразведывательные организации (сокращенно от «Смерть шпионам»). Режиссер-постановщик — Александр Даруга.
Две части фильма — «Скрытый враг» и «Лисья нора» уже отсняты. Третья, заключительная, о которой пойдет речь, будет называться «Ударная волна». В ее сюжете начальник УКР «СМЕРШ» генерал-майор Полуноченко (Валерий Афанасьев) поручает молодому сотруднику — старшему лейтенанту ГБ Андрею Терехову (Павел Трубинер) проверить ничем не примечательного школьного сторожа, которым заинтересовалась немецкая разведка. Становится известно, что Вениамин Шабалин (Дмитрий Суржиков) на самом деле — бывший сотрудник украинского физико-технического института, физик-ядерщик, и немцы у наших за спиной пытаются провести секретную операцию… Главным героям фильма придется найти и уничтожить устройство, предназначенное для активации атомной бомбы. Часть действий разворачивается в российском городе Старый Оскол, роль которого и «исполнит» наш родной город на Березине.
В Бобруйске съемочная группа поработала довольно много: всего в фильм войдет около пятидесяти минут, отснятых в нашем городе. А это в общей сложности — почти целая серия! (Всего в «Ударной волне» будет четыре серии).
Снимали в Бобруйске с 5 по 13 июля, далее команда отправилась в Минскую область — там есть подходящие для дальнейшей работы деревушки. В итоге весь фильм будет отснят на территории Беларуси.
Между прочим, именно эта компания снимала у нас полгода назад художественный фильм «Охота на гауляйтера». Все-таки манит Бобруйск своей старинной архитектурой и, конечно, крепостью…
Шагнем в прошлое
— Что же я буду делать с вашими рыжими волосами? — завидев меня, воскликнул продюсер проекта Александр Безверхий и тут же нашел ответ. — Ладно, соберите волосы в пучок и спрячьте под платком! Платок — в вагончике с костюмами! Как и съемочная одежда. Блокнот и диктофон прячьте тоже, в сорок третьем году они вам не понадобятся, запоминайте как-нибудь сами.
Вкалывая в волосы шпильки, бегу в волшебный вагончик перевоплощаться. Вокруг суетится множество людей. Вместе с актерами в съемочной группе около ста человек. Замечаю выходящей из костюмерного вагона актрису нашего театра…
Вдруг разбирает любопытство — что же мне предстоит?
Небольшой вагон доверху заполнен вешалками, полками, ящиками с различной одеждой военных лет. Наше прошлое, наша история, сконцентрированная на паре квадратных метров…
…Наверное, во мне проявились какие-то сугубо женские качества, помноженные на журналистское любопытство, потому что захотелось рассмотреть и потрогать абсолютно все: льняное платье в красный горох, синее ситцевое в полоску, а еще вот это с рюшами и бантом… Даже не верится, что несколько десятков лет назад наши женщины носили такие фасоны! Хотя… Забавно, но юбки со складками длиной в пол можно увидеть и на современных девушках.
Костюмер выдает мою «амуницию»: коричневое ситцевое платье в мелкий цветочек (точь-в-точь такое, как у моей бабушки), меховую жилетку, платок, туфли-лодочки… А еще толстые вязаные колготки в комплекте с белой резинкой.
— А зачем резинка?! — недоумеваю я, между делом пытаясь вспомнить, как делала в детстве рогатку из такой вот резинки с помощью пальцев рук.
— Хватит баловаться, тут все серьезно, — отбирает у меня игрушку костюмер. — Это же подвязки а-ля ретро!
Только я сделала первый шаг из вагона, как действительно поняла — все серьезно. …Из развалин крепости на меня грустно смотрят уставшие люди в потрепанной, грязной одежде. Я потом узнала: они деревенские жители. И я, кстати, тоже. Рядом курят солдаты. Где-то недалеко невзорвавшаяся бомба, которая в любой момент может нас всех разнести на куски…
Одна загадка: как этим людям удалось замаскировать машину времени под костюмерный вагон? Я ведь оказалась в 1943-м!
Стоять! Бояться!
Эпизод, в котором мне посчастливилось поучаствовать, в целом для фильма довольно напряженный. По сюжету директора школы Елену Павловну Малиновскую (Юлия Мельникова) от взрывов завалило камнями. Она чудом осталась жива, но прямо над ней зависла невзорвавшаяся бомба. Старший лейтенант Андрей Терехов должен осторожно вытащить женщину из-под завала, не сдвинув бомбу. Жители деревни (человек двадцать) издалека наблюдают за происходящим.
— Просто стой. И бойся! А когда вон тот безрукий мужчина крикнет: «Бабы, ложись!», падай на землю. Это значит, девушку вытащили, но бомба сейчас рванет, — любезно вводит меня в курс дела одна из женщин, играющих в массовке.
Не успела я спросить ее имени, как ко мне подбегает работница съемочной группы:
— Почему руки чистые? Измажь в земле. И лицо заодно. Это лак на ногтях? Стереть. И цепочку с шеи долой!
Удивительно, ведь в итоговом кадре на экран попадет в лучшем случае кусочек моего платка вдалеке, но все равно учитывается каждая мелочь. Пока я «навожу грим», группа быстро готовится к съемке: на небе собираются тучи, а надо успеть отсняться.
Наконец, команда: «Мотор!» …И сразу же: «Стоп!» Вдалеке слышен стук поезда, а во время съемки требуется тишина. Еще пара дублей — операторы ищут лучший ракурс.
Люди в массовке с нескрываемым интересом смотрят на героев и режиссера, отдающего команды, прижимают руки к сердцу и хмурят брови — боятся бомбы.
Новый дубль и заветное: «Бабы, ложись!» Бабы легли, но одна из камер, которая должна была это снять, неожиданно отключилась. Загремел гром. Напряжение растет. Актриса, которую снова и снова спасают из-под завала, не теряет трагического выражения лица даже между дублями. Закапал дождь. Дубль. Дубль. Дубль! Все сошлось! Или надо попробовать еще раз? Ответом стал обрушившийся ливень…
…Выходя снова из костюмерного вагона, понимаю, что вернулась из другого мира. Не только военного. Мир кино, куда я буквально на экранное мгновение заглянула в гости, настолько объемен, необычен, красочен, что обыватель может только догадываться обо всех его подробностях. И при этом полностью быть им очарованным . Наверное, потому что настоящее кино, как и настоящая любовь, — это навсегда.
Анастасия ТРУШНИКОВА
Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА