undefinedВ среду, 17 февраля, город прощался с художником, глыбой художественного искусства Бобруйска. А может быть, Беларуси?.. На этот вопрос ответят потомки. Современники серьезно им не задавались.

Вопрос с судьбой работ Рубцова будут решать его супруга, Бобруйское отделение Белорусского союза художников и отдел культуры горисполкома. Осталось около 80 картин, часть из которых хотел бы взять город в фонды городского музея имени Поплавского, часть уже просят в Могилевский музей имени Масленикова. Хранить работы негде. Мастерскую в конце марта нужно освобождать.


В понедельник,15 февраля, Людмила Васильевна ходила к мужу в больницу, они поговорили, он даже проводил супругу до двери. Оказалось, это была последняя встреча: в 12.40 позвонила медсестра из больницы и сообщила, что Владимира Михайловича не стало.

У Владимира Рубцова была недостаточная сердечная деятельность, за нынешнюю зиму он перенес два инфаркта, а когда на этом фоне развилось воспаление легких, врачи дали понять жене больного, что лечение, скорее всего, не поможет: сердце слабое. Это и стало причиной.

Все было очень тихо, без суеты. Художники города пришли вместе. Не спеша, по очереди заходили в квартиру. Вешалки в прихожей были заполнены куртками и пальто. Почти у самого потолка — портрет дога, того самого, по имени Милорд, породистого, некогда выдрессированного хозяином.

Отдавшие дань родственники и друзья спускались на улицу и, негромко беседуя, топтали снег у подъезда. Почему-то дворники расчистили лишь узкую тропинку у самой стены жилого дома на площади Ленина — как раз под «сталактитами», угрожающе бросающими на землю капли воды. Наконец люди расселись по двум автобусам, направившимся в Ломы.

* * *

Людмила Рубцова, супруга: «Прожил жизнь ради холстов своих, ради творчества. До сих пор не верится. Кажется, придет на обед, как всегда в два часа, а в три — снова в мастерскую до семи. Хотя с ноября у нас тут такая кутерьма была, что не до мастерской. Две смерти близких людей окончательно подкосили Володино здоровье.

Мы поженились еще студентами. 48 лет вместе прожили. Он очень интеллигентный, но скрытно интеллигентный. Человек не напоказ. Внуков постоянно образовывал, особенно внучку — она рисует. Педантично-ответственный: по субботам уборкой в доме занимался, а когда Милорд был жив, каждый день гулял с ним по два часа в любую погоду».

Валерий Колтыгин, председатель Бобруйского отделения БСХ: «По характеру человек необщительный, в молодые годы Володя был еще более замкнут. Даже в компании художников только последние лет десять стал появляться. А так — в мастерской с утра до вечера. Все бытовое от себя отбрасывал.

Профессионал. Со своей манерой, с отработанным почерком. В Беларуси так никто не пишет. Я не встречал. Эта трансформация, этот излом, активность цвета, желание записать все полотно… Внешне сдержанный, в живописи проявлял себя довольно… агрессивно. Работал над одной картиной месяцами. Переписывал. Каждый год создавал не менее пяти работ. Солидных, хороших. Сюжеты картин основывал на своих размышлениях.

Этого талантливого, одаренного человека Беларусь, по большому счету, нормально не знает. Может, и не узнает. Он не продвигал свои работы, не занимался пиаром. Когда вышел на пенсию, обрадовался: «Ну наконец-то я смогу работать и не думать о деньгах!» Но… не при нашей жизни.

У любого человека есть амбиции, самолюбие, творческое тщеславие. Думаю, у Рубцова оно тоже было».

Тихон Абрамов, художник: «На нескольких столпах стоял художественный Бобруйск. Один был Никифоров, второй был Рубцов. Бобруйск художественный рухнул».

Светлана Привалова, директор художественного музея имени Георгия Поплавского: «Человек был крайне интеллигентный и нетребовательный к окружающим».

Олег Ткачев, керамист: «В юности я часто встречал его в городском парке — неспешного, в берете, с огромным догом. Настоящий художник, по моим представлениям, должен был выглядеть именно так. И художником он был сильным, и человеком — очень светлым».

Из книги искусствоведа Светланы Строгиной «Современное изобразительное искусство Могилевщины» (2009 г.): «Его живопись сложная, тяжелая, но мощная и интересная. …Это каждодневное молчаливое заклинание, тяжелая, загадочная и продолжительная работа».

НАША СПРАВКА:

В. М. Рубцов. Живописец. Родился 26 августа 1936 года в деревне Марьино Добрушского района Гомельской области. Закончил с «красным» дипломом Минское художественное училище (1963). Участник художественных выставок (с 1970). Член Союза художников СССР (с 1990), после — член БСХ. Работал в станковой живописи, в жанре тематической картины.

Был преподавателем в Назаровской школе № 22, художником-декоратором в Бобруйском театре музкомедии, художником-оформителем на заводе РТИ. С 1968 года до выхода на пенсию работал в бобруйских художественно-творческих мастерских.

Персональные выставки проходили в Бобруйске, Могилеве и Минске. Работы находятся в фондах Могилевского художественного музея имени Масленикова, в частных коллекциях России, США, Израиля.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото предоставлено выставочным залом

музея им.Г. Поплавского