Ярким погожим днем пел, плясал и гулял XIII «Глушанский хуторок».

8 октября районный фестиваль народного творчества и ремесел собрал много коллективов и творческих единиц из Бобруйского, Осиповичского и Климовичского районов. И Бобруйск в стороне не остался. Корреспонденты «Коммерческого курьера» побывали на фесте народного творчества-2022, взяли на вооружение народные правила поведения в лесу и узнали, как более тридцати лет назад был придуман и создан музей народной архитектуры.

Возможно, дело в хорошей погоде, но торговые ряды были представительнее, чем бывают обычно на подобных мероприятиях. Саженцы, помидоры, яблоки и груши, картошка и перец – как уйти с фестиваля налегке? Корзины из лозы, керамические сувениры и посуду, украшения и игрушки можно было выбрать в ряду народных мастеров. На этом уютном фестивале в 2022 году особое внимание посвятили детям. Для них были приготовлены две бесплатные игровые зоны, работала аренда машинок и лабиринт. На пленер по керамике и гончарству, который проходил на базе «Хуторка», приехали керамисты из Кличева, Мстиславля и Чаус. Гостей принимали и делились секретами мастерства Юрий Иванович Бовда и Александр Васильевич Орлов.

Поклонникам мистики и народных примет не было скучно. «Лясныя гуканні і замовы, народныя правілы паводзін у лесе» из Кличевского района привезли участницы фольклорного объединения «Калагод». Например, если заблудишься в лесу, то надо перевязать платок на голове навыворот, можно вывернуть и верхнюю одежду. Тогда лесовик примет за своего и перестанет водить в трех соснах. Полезно при входе в лес вспомнить, на какой день недели приходился праздник Благовещения в этом году – спасет от встречи со змеями. В «Хатке бедняка» можно было разжиться оберегом. Людмила Вечерко, дежурившая в хатке, на тот или иной «запрос» заглядывала в справочник и доставала медальончик с определенной руной. В шутку или всерьез знакомая просила у нее «пошептать» на магнитик, сувенир из соломки.

«Глушанский хуторок» проходил в чудесных декорациях. По краям поляны, окруженной высокими деревьями, расположились старинные деревянные постройки. Музей был создан в конце 80-х годов прошлого века. О том, как в нем появилась каждая из построек, помнят Владимир Константинович Авчинкин, который работал председателем Бобруйского райисполкома, и Леонид Николаевич Кравченко – он был заместителем председателя Бобруйского райисполкома.

Сначала была готовая идея, привезенная с отдыха в Прибалтике. Под нее разыскивали интересные строения. Маленький и скромный «Домик бедняка» был перемещен из деревни Турки целиком, с помощью двух кранов. Старообрядческая церковь, сейчас оформленная как православная, привезена из деревни Углы. По воспоминаниям Владимира Авчинкина, к моменту создания музея она была заброшена давно, с войны. Во время авианалета ее башню посчитали наблюдательной и прострелили. Председатель Вишневского сельсовета и Леонид Николаевич Кравченко собрали сельский сход в Углах, возле магазина. Все жители деревни проголосовали за то, чтобы позволить забрать здание церкви, «четыре стены без крыши», в музей. Взамен, под новую церковь, получили здание старой школы. И лишь одна женщина проголосовала против со словами: «Душу мою забрали». «Дом богача» под черепицей из деревни Спорное предложил взять в музей первый секретарь Шкловского райкома партии. Это был дом его родителей, ему хотелось, чтобы он не пропал. Нынешняя «Гончарня» – это местный дом, из деревни Глуша. В глушанском скансене очень хотелось иметь ветряную мельницу. Однако ни в Бобруйском районе, ни поблизости таких уже не водилось. Подходящую мельницу Владимир Константинович увидел во время поездки в Клецком районе, но местные власти долго не хотели ее отдавать. Аргументом «за» стала партия силикатного кирпича, которую дали в обмен на ветряк. Были в музее еще баня по-черному и гумно. Баня сгорела еще на памяти рассказчиков, а что стало с гумном – история умалчивает.

Анна СЕМЕНОВА

Полный фоторепортаж с мероприятия смотрите здесь.