«Включай зажигание. Медленно отпускай сцепление», — учебный автомобиль автошколы очередной раз глохнет на светофоре. Моего инструктора это, похоже, не раздражает. «Надо быть внимательнее», — только и говорит Алексей, помогая мне вывернуть руль, или «прибегнуть к экстренному торможению». А ведь мы только что чуть не выехали на встречку, уходя от любителя подрезать. «Пешеходный переход. Этого пешехода пропускаем. И этого. И пару. Теперь можно трогаться. Так, не успели. Пропускаем этого дедушку». Самурайское спокойствие, быстрая реакция, минимум агрессии. Чистота салона возведена в культ, мелкий ремонт авто способен сделать самостоятельно.

Танцор на Тайване, а в Бобруйске автоинструктор

Но при всем этом идеальный автоинструктор Алексей ЧАЙКОВ вообще-то человек сцены. Многие годы в его жизни занимала танцевальная карьера. Как проходит день танцора в госансамб­ле и на Тайване плюс пара мантр для начинающих водителей — в новой истории о смене профессии.

— Меня родители отвели на танцы еще в садике. С тех времен и пошло. Я был в первом выпуске нашего колледжа искусств в 2001 году. Собирался идти в армию в любом случае, и там попал в Академический ансамбль танца ВС РБ. А после срочной службы устроился в заслуженный государственный коллектив «Хорошки». Недолго там поработав, из-за нехватки денег уехал на годовой контракт в Тайвань.

В ансамбле надо было приходить к десяти утра. Час у станка, потом упражнения на середине зала, потом оттачивание мастерства в основных номерах. 45 минут работы, 15 минут перерыва — как в школе. Часов до двух, до трех дня. Получается около четырех рабочих часов. Зарплаты небольшие: 400–500 рублей мои коллеги получают сейчас. Постоянные поездки. За рубеж — иногда, по Беларуси какой-то план есть — 80 концертов в год, кажется.

На контракте в Тайване распорядок был такой: с утра идешь за кофе. Потом автобус приезжает, везет в парк, переодеваемся. Перед рабочим днем весь коллектив собирается на сцене, обсуждаем насущные вопросы. На доску вывешивают расписание: кто в каких номерах сегодня участвует. И подготовка к первому выступлению. Между первым и вторым — обед, в азиатских странах он в 11 утра. Затем второе шоу или парад в костюмах. После пяти вечера едем домой.

Танцор на Тайване, а в Бобруйске автоинструктор

В парке вообще выходных не бывает, но с понедельника по среду мало посетителей. Поэтому у половины коллектива выходной, например, в среду, у второй половины — в понедельник.

Работа официальная, открывают вид на жительство, работодатель платит налоги. Мы даже анализы сдавали: кровь из пальца, из вены.

В Тайване нуждаются в «белых людях». Это связано с тем, что у местных редко получается выезжать в Европу, Америку. И для них мы в диковинку.

Тайвань — это остров, в пять раз меньше по площади, чем Беларусь. И у них на эту площадь около 60 огромнейших развлекательных парков. В каждом парке — свое эксклюзивное шоу. Поэтому они приглашают танцующих, цирковых людей, актеров на работу.

Отработал я там год, приехал домой и устроился в Государственный академический ансамбль танца Беларуси под руководством Валентина Дудкевича на три года. Женился. Прожив три года в Минске, мы с супругой поехали на контракты, с 2008 по 2014 год. Были в Дубае, Турции и три года — в Тайване.

Жена — режиссер массовых праздников, но пришлось ей тоже научиться танцевать. Ну а потом уже захотелось домой. Корни зовут.

Было непонятно, чем заниматься в Беларуси. Поиски работы продолжались около полугода. У меня образование не конкретно хореографическое, педагогику нам тоже преподавали. И в какой-то момент знакомый сказал, что его друзья открыли автошколу «Кубик», нужны люди. У меня права с 2001 года — почти 20 лет стажа. Даже в Тайване я сдавал на права, правда, там мне хватило скутера. Раньше категорически не хотелось преподавать, но с возрастом желание появилось. Обучать людей, тем более, когда у них получается — это огромное удовольствие.

Танцор на Тайване, а в Бобруйске автоинструктор

Самое сложное было — начать. И когда большие перерывы — например, новогодние выходные. Но проходит день-два, приходишь с работы и уже вечером обдумываешь планы на завтра.

Я всегда повторяю ученикам: дай дорогу дураку — не дави на газ, не подрезай, и пусть он едет своей дорогой. И быстро забывай о ситуации, если она плохая. Тебе сигналят — не обращай внимания. У тебя своя задача, у него своя.

…Я попрощался с танцами полностью. Мне сейчас 37, и вытягивать такие вещи, которые делает сейчас молодежь, — это уже надо сильно постараться. У меня любовь не конкретно к танцу, у меня любовь к сцене: когда ты на сцене, когда люди смотрят на тебя, ты приносишь им удовольствие. Поэтому есть идея попробовать себя в роли ведущего городских праздников. И вокальные данные кое-какие есть. Возможно, скоро увидите меня на сценах Бобруйска.

Анна СЕМЕНОВА
Фото Виктора ШЕЙКИНА и из архива Алексея ЧАЙКОВА