Такое явление, как «наркомания», в сознании обывателя ассоциируется с грязными притонами, заразными шприцами, опустившимися людьми. Те, кто видел, говорят, что так оно и есть. Для самих же наркоманов это физическая и личностная деградация, развалы семей, ранняя смертность… Для здорового общества тоже невесело: затраты на лечение наркозависимых, рост преступности, расходы на содержание заключенных, да и просто опасность столкнуться с озлобленным наркоманом, рыщущим в поисках денег на дозу. Все знают, что наркомания — плохо. В том числе и сами наркозависимые. Но это знание проблему не решает, нужно еще и умение. Какое именно? Накануне Международного дня борьбы с наркотиками (1 марта) мы попытались выяснить это с помощью бобруйчан, попросив поразмыслить над двойным вопросом: «Что делать с наркоманами? И кто этой проблемой должен заниматься?»

Валентина М., временно не работает:

— Ребенка я упустила. Она стала наркоманкой в 16. Я снова стала пить. Как страшно ждать каждый день: или привезут труп, или СПИД, или тюрьма… Когда у тебя ребенок наркоман — это постоянное ожидание, страх, тревога. Вот почему, наверное, я снова и снова берусь за стакан.

Дочь сидела за кражу мобильного телефона. Вернувшись, год искала работу, но не устроилась. Сейчас ей 20 с небольшим. Снова взялась за наркотики. Откажется на несколько недель, потом срывается — закуривает. Пока вроде бы не колется.

Хочу ее вылечить и себя. Помощь врачи предлагают, но эти методы не действуют. Таким людям, как мы, по-моему, нужен психотерапевт. Но психотерапевт посылает меня к наркологу, а нарколог предлагает лекарства — успокаивающие. Лекарственных средств — конкретных — ни от алкоголизма, ни от наркомании нет. Никто нам не поможет. А пока… Наверное, нужно поменять круг общения.

Елена Николаевна ВАСИЛЬЕВА, председатель Бобруйского отделения ОО «Белорусская гуманитарная неправительственная организация «Детский диабет»:

— Думаю, что в борьбе с этим злом необходима совокупность нескольких факторов. Во-первых, очень важно желание самого пациента выйти из этого состояния. Во-вторых, требуется поддержка родных и близких. Конечно же, стоит учитывать помощь правоохранительных органов, медиков. Например, такая форма воздействия на пациента, как беседа врача. Одному справиться с бедой очень сложно, а с поддержкой окружающих вернуться к нормальной жизни вполне реально. Замечу, очень важно, когда дети видят на экранах телевизоров социальные рекламные ролики и для себя говорят: «Я этого делать не буду никогда».

Любовь Михайловна ШУШКЕВИЧ, врач-психотерапевт:

— С наркоманами нельзя бороться, наркоманов надо лечить. Причем делать это грамотно, в стационарных условиях. Амбулаторный вариант здесь не пройдет, ибо, оказываясь вне стен медицинского учреждения, такие люди, как правило, вновь попадают в свою порочную среду. Психология у них такая. Да и в одиночку преодолеть свою зависимость им вряд ли под силу. А вот бороться с самой причиной ее появления необходимо. И это дело милиции, семьи, да и каждого из нас. Кому небезразлично здоровье общества.

Денис Ж., бывший наркоман:

— «Я попробую и брошу» — с такого самоубеждения начинают все наркоманы. Так начал и я. По первому времени сам решал, уколоться или нет. Но очень скоро превратился в покорного исполнителя приказов своего жаждущего дозы организма. Когда осознал, что я — образованный человек, интеллигент в четвертом поколении — готов пойти на преступление ради денег на дозу, сказал себе: стоп! Я. Больше. Никогда. Не уколюсь! Глушил зависимость литрами алкоголя. Курил как слон. Уединялся, чтобы просто поорать, сжав кулаки. Долгие месяцы внутреннего ада. Но я сделал это. И на ваш вопрос отвечу так: ничего не получится без твердого решения самого наркозависимого. Помощь со стороны не помешает — полежать в стационаре, якобы подлечиться, но на самом деле просто сосредоточиться на своем решении. Хотя, честно говоря, шансов не много. 18 лет и четыре месяца прошло с моей последней дозы. Но окончательно «завязавшим» я себя не считаю до сих пор…

Анатолий Владимирович ДУДНИК, зам. председателя городской организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»:

— Эта проблема мне знакома со времен службы в Афганистане. Чтобы восстановиться, некоторые наши земляки начинали принимать наркотики, а потом, в Союзе, продолжили… В минувшем году мэр нашего города озвучил эту проблему, о которой говорили мало. На базе наркологического диспансера по Гагарина, 4 при содействии нашей организации открылось представительство Светлогорского центра наркозависимых людей. Вопросами наркомании занимаются и молодежные организации, и милиция, и специалисты-наркологи, но, к сожалению, координирующего органа между структурами нет…

Игорь Михайлович КАЧАЛОВ, начальник отделения по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов:

— Только если объединить в кулак работу милиции, врачей и желание самих наркозависимых, можно хотя бы частично снять эту проблему. Самостоятельно выбраться наркоману из беды практически невозможно. Я знаю единичный случай — но и там человека поддерживали: пришла на помощь церковь. А потому это, безусловно, вопрос общества в целом.

Подготовил Андрей ЮРЕВИЧ